
Судебным заседанием закончилось противостояние несостоявшегося кандидата в депутаты Гуковской городской Думы по восьмому округу Сергея Кишко и Территориальной избирательной комиссии города. Небольшая, в общемто, проблема вызвала в Гуково нешуточные страсти. Почему же Кишко не зарегистрировали кандидатом?
Начнем с истории вопроса. На вакантное место в городской Думе претендуют представители нескольких политических партий и один кандидатсамовыдвиженец Кишко. Он единственный собирал подписи, а не проходил регистрацию как представитель партии.
Кишко избирался депутатом именно по этому округу дважды. Знают его там очень хорошо. Избиратели вспоминают помощь депутата в самых разных делах. И личных, и общерайонных. На средства Кишко сооружались детские площадки, депутат проводил массовые праздники для всех жителей района, помогал ветеранам. Впрочем, и противники у депутата имелись. Как предприниматель он, случалось, противостоял местным властям
На грядущих выборах Кишко рассчитывал на народную поддержку. И подписи собрал очень быстро. Быстро, да не гладко
В судебном заседании кандидат рассказывал об эпопее своего выдвижения с горечью. Жаловался на то, что только для того, чтобы напечатать подписные листы, его несколько раз «гоняли» в Каменоломни, потом на сбор подписей осталось всего два дня, потому что типография то ли по разгильдяйству, то ли намеренно не спешила выполнить заказ По мнению кандидата, Территориальная избирательная комиссия (ТИК) города Гуково ввела его в заблуждение, заставив выполнять ненужные действия, а также провела проверку его документов с грубыми нарушениями законодательства. Издавались какието не вполне ясные с точки зрения федерального закона нормативные документы
Председатель Гуковской ТИК Галина Клемина парировала: вопросы, поднимаемые кандидатом и его юристом по поводу законности решений ТИК, отношения к делу не имеют. В подписях, представленных Кишко, семь признаны недостоверными. Две из-за отсутствия номера квартиры подписавшегося и из-за того, что подписант перерегистрировался по другому адресу. А пять забраковали потому, что кандидат Кишко не расписался на одном из подписных листов, заверяя его.
Как рассказывает сам Кишко, листы с подписями избирателей он заверял в спешке непосредственно в избирательной комиссии. Девять листов подписаны, как должно, а на одном значится фамилия, имя и отчество кандидата, собственноручно внесенная дата заверения, но отсутствует роспись. А представители ТИК при вынесении решения полагали, что на листе должна быть именно роспись.
Кандидат же считает, что внесенные им собственноручно данные о себе и могут считаться подписью. Ведь он лично заверял листы, лично отдавал их в ТИК. И объясняет отсутствие именно росчерка подписи случайным стечением обстоятельств. Да, он забыл расписаться. Но сделал это не злонамеренно, более того, не считает такой уж большой провинностью. По мнению экспертов, подписью может быть и «крестик», и изображение какойнибудь рожицы. Это не финансовый отчет, формальных требований к подписи в законе о выборах нет! Главное избирателями выражена фактическая поддержка кандидата!
Что самое интересное, у избирательной комиссии вопрос достоверности подписей избирателей на данном листе сомнений не вызвал. Но отсутствие подписи кандидата позволило ТИК принять решение об отказе Кишко в регистрации в качестве кандидата в депутаты.
Доверенное лицо кандидата Татьяна Слабуха рассказывает, что после того, как в округе стало известно о решении ТИК об отказе в регистрации, инициативной группой было собрано 350 подписей под обращением к губернатору области и к председателю Областной избирательной комиссии с просьбой разобраться в ситуации.
В судебном заседании представители избирательной комиссии утверждали, что закон для них превыше всего. И закон, по их мнению, предписывает Кишко отказать, так как требования по заверению подписных листов он не выполнил.
Напрасно юрист кандидата пыталась убедить представителей ТИК в том, что законы должны трактоваться в пользу кандидата, а не во вред. По сути, требование закона лично заверить каждый подписной лист является мерой защиты кандидата чтобы за его подписной лист не был выдан какойто другой документ. Лист, лично сданный кандидатом в избирательную комиссию (один из десяти, не тысячи и не десятка тысяч), был отправлен «в брак», а мнение людей, его подписавших в утиль.
Сам Кишко полагает, что отношение избирательной комиссии к нему предвзятое. В свою очередь председатель избирательной комиссии Клемина заявила, что Кишко хочет опорочить избирательную комиссию, которая действовала строго по закону Большие страсти в маленьком городе, где все друг друга знают и где, в общемто, ясно, кто имеет шанс стать депутатом, а кто нет
Суд рассмотрел доводы сторон и отказал Кишко в иске к избирательной комиссии. Постановление избирательной комиссии об отказе Кишко в регистрации принято законно.
Решение суда опирается на букву закона, спорить с ним можно разве что в вышестоящих судебных инстанциях. Но вот неприятный осадок после всей этой истории остался. Как быть с сотнями избирателей Кишко, которые теперь просто не имеют возможности выбора?
В восьмом округе сторонники Кишко уже говорят о митингах протеста, о пикетировании избирательной комиссии. Нужно ли это сейчас, когда страна сотрясается от шествий и митингов, когда обстановка и так напряжена?

