На рассмотрение 26-го заседания Законодательного собрания области было предложено два с лишним десятка вопросов. Но по понятным причинам главной оказалась бюджетная тема. На первое чтение был вынесен законопроект о бюджете на очередное трехлетие.



Обсуждение и принятие бюджета всегда считалось своего рода кульминацией парламентского года. Оттого и внимание этой теме уделялось соответствующее. Сегодня же бюджет на 2021-2023 годы ожидается в обществе с повышенным интересом. Ведь от того, каким окажется «бюджет эпохи коронавируса», целиком зависит социально-экономическая ситуация в области.

Заместитель губернатора – министр финансов области Лилия ФЕДОТОВА видит в бюджете надежный инструмент для решения основной задачи – сохранения устойчивого развития области:

– Да, бюджет формировался в очень непростых условиях. Но что толку сетовать на трудности? Они бывают всегда. А мы обязаны работать в предлагаемых обстоятельствах, двигаться вперед и развиваться…

Поэтому и нынешний бюджет, несмотря на все внешние неблагоприятные факторы, мало того, что адекватен сложившимся финансово-экономическим условиям. Он нацелен на дальнейшее развитие и, что важно – сохраняет социальную направленность.

А это значит, что бюджетная политика и в предстоящие три года должна быть сфокусирована на достижении традиционных для области целей. Это сохранение здоровья и поддержание социального благополучия граждан, помощь бизнесу стимулирование роста экономики. На это и был сориентировн представленный для первого чтения в донском парламенте законопроект.

Параметры очередного бюджета в их первоначальном виде уже хорошо известны. Ведь, несмотря на все карантинные сложности, процедура работы над главным финансовым документом области была полностью соблюдена. Разработанный донским минфином законопроект был досконально обсужден в парламентских комитетах. А недавно прошли его публичные слушания.

Основные бюджетные характеристики – самый точный индикатор, отражающий основные тенденции развития области. Глядя на указанные в бюджете суммы, можно реально видеть, на каком этапе мы сейчас находимся. Что успешно завершено, а над чем еще предстоит работать.

Итак, к первому чтению доходы будущего бюджета сложились в сумме 187,7 млрд рублей. Это на 11,5 млрд больше того, что было запланировано год назад, к первому чтению бюджета 2020 года. Рост 7 %.

При этом 70 % всего объема доходов составляют собственные доходы. Их запланировано на этот раз на 10 % меньше по сравнению с ныне действующим бюджетом. Что объяснимо: вызванный пандемией кризис не мог не сказаться на наполнении бюджета. Однако низкодотационный статус области сохранить удается.

Кризисная ситуация сказалась на общей картине расходов. Общая их сумма – 191,1 млрд рублей. Здесь налицо минусовая динамика: расходы по отдельным статьям оказались меньше запланированных в прошлом году сразу на 10 %. Однако урезание не коснулось социально значимых статей. Расходы по ним составляют 70 % всей расходной части бюджета. По сравнению с действующим бюджетом, доля социальных расходов вырастает на 2 %. На нужды социальной сферы запланировано 134 млрд.

При этом, несмотря на все сложности ситуации, сформирован и бюджет развития. Он предусматривает значительный – сразу почти на треть – рост расходов на дорожное хозяйство. Расходы на коммунальную сферу должны вырасти на 12 %. В целом же бюджет развития на наступающий год запланирован в объеме 39,3 млрд рублей. Это 21 % от общей суммы расходов. Далеко не скудно финансируются различные налоговые и иные льготы, предоставляемые в этот трудный период бизнесу и отдельным категориям граждан.

Как доходная, так и расходная части бюджета в последние пять лет стабильно увеличиваются. Что и отметил первый заместитель председателя Законодательного собрания Андрей ХАРЧЕНКО. Он вел заседание вместо ушедшего на карантин по коронавирусу спикера Александра ИЩЕНКО:

– По объему ВРП область входит в число 13 регионов-лидеров. Основная тенденция при формировании бюджета – это соблюсти баланс между устранением последствий пандемии в экономике области и обеспечением ее роста в долгосрочной перспективе…

Вопреки мрачным предсказаниям отдельных экспертов, дефицит в таких условиях не взлетел и по-прежнему находится в уже привычных пределах. А именно: составляет 3,4 млрд рублей, занимая 2,5 % об объема налоговых и неналоговых доходов. Гадать относительно того, удастся ли в ходе исполнения бюджета дефицит обратить в профицит, как это уже не раз бывало в прошлом, не станем. Ситуация не та, чтобы предаваться финансовым мечтаниям. Просто отметим, что и по этому параметру представленный донскому парламенту бюджет соответствует нормативам Бюджетного кодекса.

То же можно сказать и о принципах долговой политики, заложенных в бюджетный законопроект. Намечая заимствования – в том числе и для покрытия того же дефицита, минфин также строго руководствовался положениями Бюджетного кодекса. В этом политика министерства неизменна. Что и обеспечивает высокую долговую устойчивость области.

Правда, ряд депутатов столь взвешенная долговая политика не устроила. За «вертолетную» раздачу денег, правда, никто не ратовал, однако призывы к более смелым заимствованиям при обсуждении бюджета звучали довольно громко. Назывались при этом самые благие цели. Только, как известно, не всегда то, что выглядит благом, таковым оказывается. На что указал донской губернатор Василий ГОЛУБЕВ:

– Конечно, можно сколько угодно миллиардов взять в долг. И в стране есть регионы, чей долг равняется их совокупному годовому доходу. И есть такие руководители, кто готов увеличивать долговую нагрузку и дальше. Но каково тогда будет тем, кто придет после нас? С незавидным финансовым положением тогда придется разбираться. И разбираться основательно. А мы добиваемся уверенности в завтрашнем дне…

В конце концов, наметить самые впечатляющие цифры – это даже не начало дела. О реальности планов говорит их исполнение. Проблему исполнения В. Голубев выносит в нынешних условиях на первый план. И добиваться стабильности – экономической и финансовой – предстоит, начиная с муниципального уровня. Как и многое другое, исполнение бюджета, его наполнение обеспечивается территориями.

А пока бюджетный законопроект прошел первое чтение. Как водится, создана рабочая группа. Она соберет и изучит все дополнения и предложения с поправками, систематизирует их. А затем уже в начале декабря Законодательное собрание на своем очередном заседании проведет второе чтение проекта бюджета. Тогда же донскому парламенту предстоит рассмотреть и социальные инициативы губернатора, о которых не так давно сообщало «Наше время».