Донской губернатор Василий Голубев совершил очередную рабочую поездку в Таганрог. 



Таганрог – город, где губернатор в последние годы бывает чаще всего. К тому Василия Голубева побуждали многочисленные таганрогские проблемы. В последнее же время регулярность рабочих поездок главы региона на берега Азовского моря, их возросшая частота обусловлены наличием масштабного плана комплексного развития этого знакового для нас города. Его выполнение губернатор держит на личном контроле.

Не побывав в Таганроге, невозможно представить себе размах запланированных здесь преобразований. Совсем не случайно в ходе рабочих бесед главы региона непосредственно на объектах и на совещании в администрации города так часто звучало слово «перезагрузка». Действительно, весь уклад таганрогской жизни сегодня подвергается ревизии.

Пересматриваются, говоря по-современному, его основные программные установки. Устоявшаяся за многие и многие десятилетия провинциальная жизнь. Та, что должна прийти на смену, возможно, будет такой, какой виделась Чехову. Загляните в его «Вишневый сад» да и в другие произведения великого таганрожца – и вы поймете, о чем сегодня задумались областные власти и почему встретили в этом поддержку властей федеральных.

Но для того, чтобы добраться до сияющих вершин, предсказанных классиком, сегодня приходится окунаться в прозу не решавшихся годами городских проблем. Оттого город сейчас являет собой одну большую стройплощадку. Улицы изрыты траншеями и забиты автомобильными пробками.

Реконструкцию улицы Петровской обещают закончить к сентябрю.

Реконструкцию улицы Петровской обещают закончить к сентябрю.

Неудобства? Безусловно. Но любой капитальный ремонт не обходится без неудобств. Таганрожцы это понимают. Оттого и благодарили губернатора жители капитально ремонтируемой пятиэтажки по улице Инструментальной. Ведь этого ремонта они ждали не один год. А ремонт настолько серьезный и дорогой, что объект даже находится на контроле в федеральном правительстве. Речь идет об усилении несущих конструкций дома и грунтов под ним. Все это обходится федеральному и областному бюджетам почти в 142 млн рублей.

Благодарность от жителей дома по улице Инструментальной.

Благодарность от жителей дома по улице Инструментальной.

То же можно сказать и обо всех горожанах, давно желающих видеть свой город обновленным и соответствующим тому месту, что занимает он в истории и жизни Дона и всей страны. Поэтому многочисленные траншеи, что сопровождают сегодня перекладку таганрогской трамвайной сети, никого не раздражают. Напротив, люди с интересом наблюдают за идущими работами, стремясь угадать конечный результат.

Один из участков реконструируемой трамвайной линии.

Один из участков реконструируемой трамвайной линии.

В отличие от простых горожан, губернатор этот результат знает. Точнее, знает, каким он должен быть. Всего в Таганроге предусмотрено полное обновление 45 километров трамвайной сети. Должно быть модернизировано электросетевое хозяйство, закуплен современный подвижной состав и радикально обновлено трамвайное депо. Цена вопроса – 11,83 млрд рублей.

И чтобы выполняемое соответствовало запланированному, губернатор, регулярно наезжает в Таганрог с проверками. В этот раз побывал в трамвайно-троллейбусном депо, куда уже доставлен новенький трамвайный вагон. Посмотрел, как готовится депо для него и других 60 его собратьев, что, согласно концессионному соглашению с реконструирующей трамвайную сеть при финансовом участии ВЭБ.РФ группой «Синара», прибудут в Таганрог в течение этого и следующего года. Конкретно до конца этого года ожидается поставка еще девяти вагонов.

В новом трамвайном вагоне имеется все для удобного проезда.

В новом трамвайном вагоне имеется все для удобного проезда.

И, конечно, губернатор не мог не прокатиться в новом вагоне. Проехали пока недалеко, с полсотни метров. Но этого оказалось достаточно, чтобы глава региона, сенатор Андрей Яцкин, курирующий весь проект по поручению председателя Совета Федерации Валентины Матвиенко, и другие чиновники смогли сполна оценить удобства оснащения современного низкопольного трамвая.

Рассчитанный на перевозку 116 пассажиров, вагон снабжен не только системой климат-контроля, иначе говоря, кондиционерами, но и устройствами для зарядки гаджетов. Вагон отличается широкими дверными проемами и просторными проходами, что является немалым удобством для детей и маломобильных групп пассажиров. В салоне имеются камеры видеонаблюдения, работают автоинформаторы. Здесь же – мультимедийные экраны и мониторы с бегущей строкой.

По оценке В. Голубева, такой трамвай способен обеспечить пассажирам самый современный уровень комфорта. Дело за тем, чтобы в срок завершить реконструкцию трамвайной сети. Обновленный транспорт, помимо всего прочего, поможет привлечь в приморский город туристов.

С губернатором согласен и президент группы «Синара» Дмитрий Пумпянский. Таганрог для него – город не чужой. Здесь находится входящий в Трубную металлургическую компанию «Тагмет». И Д. Пумпянский, возглавляющий также и ТМК, заинтересован в создании в городе среды, комфортной для жизни и производства:

– Проект напряженный. Как по срокам, так и по масштабам. Но первый его этап уже вышел на финишную прямую. К сентябрю ожидаем финиша. Нам важен весь проект, который предстоит завершить в следующем году. Важно, чтобы стройка и после нынешнего сентября не прекращалась, ведь задачи станут еще масштабнее…

На выбор изготовитель предлагает два типа остановочных комплексов.

На выбор изготовитель предлагает два типа остановочных комплексов.

О размахе задуманного свидетельствуют и другие детали проекта. К примеру, остановочные комплексы. Можно смело сказать: таких в донских городах нет. Не исключая и Ростова. А ведь изготавливает их донская фирма «НорГрупп». Ее гендиректор Гарри Бегиджанов представил два образца на выбор. Оба установлены на улице Ленина. Один попроще, другой, как говорится с наворотами. С табло, показывающими маршрут и время до прибытия транспорта. С кнопкой вызова служб экстренного реагирования. С зарядными устройствами и рядом других удобств. При этом оба комплекса – антивандальные.

Какой из них будет взят за образец, пока сказать трудно. Но главное, что есть выбор. И выбор этот между хорошим и лучшим. В отличие от того же Ростова. Как тут не вспомнить печальной памяти реконструкцию улицы Станиславского, где власти почему-то выбирали между плохим и очень плохим. Со всеми вытекающими…

Роща Дубки хорошеет.

Роща "Дубки" хорошеет...

Понятно, что не трамваем единым сегодня живет Таганрог. Ведется работа и на других объектах. Так, на средства все той же «Синары» заканчивается восстановление одной из площадок в центральном городском парке. Знаковом для Таганрога месте. Том, что помнит, наверное, еще молодых Чехова и Раневскую…

За счет внебюджетных средств благоустраивается территория вокруг памятника морякам Азовской военной флотилии у морвокзала. Здесь меняют асфальт и бордюры, обновляют зеленые насаждения.

Благоустраивается центральная аллея в знаменитой таганрогской роще «Дубки». Уже расчищена дренажная система. На очереди – установка горок, песочниц и качелей для детей.

На контроле у губернатора и работы по рекультивации городской свалки. Проект уже прошел экологическую и государственную экспертизу. Теперь надо оперативно ликвидировать существующий и давно не отвечающий никаким нормам таганрогский полигон ТБО.

Это поручение областному министерству ЖКХ вновь прозвучало на совещании в таганрогской администрации, которое губернатор провел в конце своего визита. Там был обозначен ряд первоочередных задач, направленных на успешное завершение первого этапа перезагрузки таганрогского быта. По оценке сенатора, первого заместителя председателя Совфеда А. Яцкина, все пункты комплексного плана выполняются точно и в срок.

Первый этап таганрогской перезагрузки должен быть завершен в срок.

Первый этап таганрогской перезагрузки должен быть завершен в срок.

На что В. Голубев заметил:

– Программа комплексного развития Таганрога состоит из шести масштабных разделов. Мы создаем условия, чтобы Таганрог вместе со своей богатой историей стал еще и городом, в котором удобно и хочется жить. И этого можно добиться только общими усилиями – и таганрожцев, и бизнеса, и управленцев, которые сейчас работают над достижением результата…