Прозрачность финансовых потоков и порядок в перевозках — вот два главных требования, которые должны быть выполнены, прежде чем повышать тарифы на проезд в общественном транспорте Таганрога.

Такую установку дал местному руководству и автоперевозчикам заместитель губернатора РО, министр транспорта Дживан Вартанян на совещании, недавно прошедшем в Таганроге.

По оценкам специалистов, ежедневный оборот наличных денег в пассажирских перевозках Таганрога колеблется в пределах 1,5 – 2 миллионов рублей. Несколько лет подряд определенная часть этих средств не поддавалась учету, и, как следствие, не могла быть полностью учтена при налогообложении. Конечно, вырученные деньги шли, в том числе, и на обновление автомобильного парка в двух самых крупных пассажирских компаниях. Но это обновление было осуществлено фактически за счет жителей города, в том числе и за счет льготников. Последние по закону наделены правом бесплатного проезда во всех автобусах, но в Таганроге в этом праве им было отказано. Теперь, как полагает министр транспорта, нужно переходить к цивилизованным правилам работы. И начать с введения безналичной формы расчетов за проезд в общественном транспорте.

Это предложение вызвало неоднозначную оценку руководителей пассажирских предприятий Таганрога. Некоторые перевозчики могут лишиться значительной части доходов, налогообложение которых до недавнего времени можно было с выгодой оптимизировать. Если пассажиры будут через банк или банкомат приобретать проездные билеты, то очень скоро станет точно известно, сколько наличных денег реально крутится в сфере перевозок. С другой стороны, таким путем город может существенно увеличить бюджетные доходы, которые направит на тот же ремонт дорог. И, кроме того, будет решена проблема льготников, если они смогут получать проездные билеты через органы социальной защиты бесплатно или по сниженной цене.

Правда, по мнению независимых экспертов, можно найти лазейку для ухода от налогов и при безналичной форме оплаты. Одно дело, если приобретение проездных билетов будет осуществляться через крупные банки с зачислением средств на расчетные счета автопредприятий. Другое — если продажу проездных будут вести сами предприятия в своих офисах: тогда почти ничего не изменится, только водители лишатся возможности получать «левый» навар от перевозок.

Каким образом будет вводиться безналичная плата за проезд в Таганроге, пока не ясно, но мэр уже заявил, что она будет введена обязательно. Кроме того, обещано и новое повышение платы за проезд. По версии местных начальников, в Таганроге она пока остается одной из самых низких в области. Автотранспортные предприятия уверяют, что не могут обойтись без повышения, потому что терпят убытки. А пока в Таганроге началась очередная кампания по наведению элементарного порядка в пассажирских перевозках. Уже с прошедших выходных введены наказания в отношении тех водителей, которые возят стоящих пассажиров в автобусах особо малой вместимости.