Лесные пожары 2010 года неожиданно предоставили возможность самолету-амфибии Бе-200 показать себя во всей красе. Летающий пожарник из Таганрога оказался лучше, чем переоборудованный для тушения лесных возгораний огромный Ил-76.

Пока мощный с виду «Илья» готовился к очередному вылету, заливая в свое чрево 43 тонны воды и тратя на это час времени, юркий, маневренный Бе-200 совершал до 10 вылетов — каждый с 12  тоннами воды. И сжигал гораздо меньше топлива. Это заметили и высоко оценили специалисты МЧС. В нынешнем году заключен контракт с министерством на поставку восьми самолетов-амфибий.

Не исключено, что уже в 2012 году для летающего пожарника Бе-200 откроются двери международного рынка. Ведутся переговоры о поставках самолета в Индию и Тайланд. Идет работа по продвижению машины на рынки азиатских стран с большой протяженностью береговой линии — в частности, в Малайзию и Индонезию. И, наконец, на грани капитуляции крупнейший в мире китайский рынок. Готовы к заключению контракты на поставку самолета-амфибии бизнес-класса Бе-103, а за ними просматриваются вполне реальные перспективы на продажу Бе-200.

Обо всем этом журналистам ведущих российских телеканалов и региональных СМИ рассказали руководители предприятия в ходе пресс-тура, организованного Управлением службы занятости РО и Таганрогским авиационным научно-техническим комплексом. И не только рассказали, но и показали результаты полномасштабной модернизации, которая осуществляется в ТАНТК им. Бериева под две товарные программы. Одна из них рассчитана до 2016 года и уже обеспечена заказами на 100 процентов. Другая запланирована до 2020 года, и ее производственные заявки подтверждены договорами о намерениях.

Реконструкция таганрогского авиакомплекса началась два года назад, когда было принято решение — объединить ТАНТК и ОАО «ТАВИА». Эти два предприятия, находящиеся фактически на одной территории, многие десятилетия были разделены и занимались разными задачами. Объединение создано для полномасштабного производства самолета Бе-200 в Таганроге. С учетом того, что спрос на эту машину, при любых раскладах в мировой экономике, будет расти.

Таганрогские авиастроители решили сложную задачу, которая сравнима с теми, которые стояли перед промышленностью в годы Великой Отечественной войны. С другого конца России, из Сибири, было перебазировано сборочное производство, на котором осуществлялся выпуск Бе-200 — самолета, разработанного в Таганроге, а запущенного в серию в ОАО «НПК Иркут». Это почти 150 вагонов с технологической оснасткой. Она уже прошла контроль ОТК и размещена в обновленном сборочном цехе. Параллельно ведется модернизация трех основных технологических этапов создания самолета Бе-200. В наиболее сложной для автоматизации агрегатной и окончательной сборке самолета вскоре появятся автоматические клепальные автоматы.

А чтобы вся эта чудо-техника могла функционировать, выполнена огромная работа по оцифровке бумажных чертежей. Они переведены в цифровые трехмерные модели, язык которых отлично понимает новое оборудование. Сложные детали производятся теперь за один раз. Первый этап модернизации обойдется предприятию в 6 миллиардов рублей. В основном это заемные средства — их нужно будет возвращать инвесторам по мере роста продаж самолета Бе-200 на российском и зарубежном рынках.

Модернизация вызвала кадровую революцию: около 600 человек — работников предприятия — проходят интенсивную переподготовку, чтобы приступить к эксплуатации нового оборудования и занять открывшиеся рабочие места на обновляемом производстве. ТАНТК вошло в число 12 предприятий области, которые стали участниками программы по снижению напряженности на рынке труда. Она осуществляется по инициативе губернатора РО Василия Голубева. Ее реализует областное управление службы занятости. Финансируется программа из федерального и регионального бюджетов на сумму более 5 миллионов рублей. Обучение осуществляется в соотношении 50 на 50. В него вовлечены безработные с рынка труда и собственные специалисты предприятия. Готовят сборщиков-клепальщиков, слесарей-сборщиков летательных аппаратов и инженеров-технологов. Появляется потребность и в других специальностях.

Завершив модернизацию, объединенное таганрогское авиапредприятие планирует ежегодно выпускать до 10 самолетов-амфибий Бе-200. Спрос на них будет — убеждены в Таганроге.