Страна наша велика. Поэтому решить вторую проблему России классическим способом невозможно. Битумные заводы через каждые полчаса езды не поставишь, а везти горячую асфальтовую смесь за 50 км смысла не имеет — остынет, дорожники заведомо сделают брак.

Сергей Левченко

Сергей Левченко решил строить и ремонтировать дороги инновационным способом — вместо горячего асфальта использовать холодный. Такую смесь хоть за сотни километров вези — она от этого хуже не станет.

Более того, асфальт можно класть даже в мороз, чем дорожно-строительное предприятие «Дорожник» занимается уже не первый год. Левченко стал одним из пяти победителей на межрегиональном проектном форуме «Стратегия­2020. Стратегия обновления». Его идея незаменима для отдаленных и труднодоступных районов. Ведь даже чтоб залатать нормально выбоину в асфальте, нужна и фреза, и каток, и горячая смесь… Разработка позволяет организовать бригаду дорожников в каждом муниципалитете. Вместо фрезы будет использован инфракрасный излучатель, вместо катка — виброплита, а сама смесь будет холодной.

Впервые холодный асфальт стали применять еще в СССР в 70-е годы. Но дороги, построенные таким образом, быстро разрушались. И от дальнейшего внедрения новинки в нашей стране отказались. Зато технологию подхватили на Западе. От канадских специалистов Сергей о ней и узнал лет пятнадцать тому назад. Смесь канадцы делали первоклассную, но невероятно дорогую. Тонна горячего асфальта обходилась в 2,5 тысячи рублей, холодного — более чем в тридцать.

Сергей взялся технологию удешевить. Сидел в библиотеке, изучая историю разработки. Пробовал применять различные присадки. После череды удач и ошибок ему удалось снизить цену тонны холодного асфальта для строительства дорог до 1800 рублей за тонну.

Смесь используемых присадок Левченко зарегистрировал под товарным знаком «Мультигрейт». Как и в советские годы, смесь делается мягкой благодаря разжижителям, но добавленный в битум «Мультигрейт» словно пронизывает материал паутиной, создавая тем самым в нем связку и делая его более прочным. Битум становится гелеобразным, благодаря чему исчезает его излишняя текучесть. Он лучше задерживается на камне. В результате при строительстве дорог битума используется даже меньше, а щебень берется крупнее, что в конечном итоге делает дорогу более прочной. Кроме того, если раньше готовой к эксплуатации дорога считалась только через месяц после ее укладки, то теперь — через неделю. При ямочном ремонте дороги говорить о готовности можно вообще сразу по окончании работ.

Однако, если строить дорогу, используя холодный асфальт, после экспериментов Сергея стало выгодно, то ремонт дорог по-прежнему выходил дорогим: слишком много битума на него уходило. А ведь привлекла когда-то Сергея технология именно возможностью ремонтировать дороги в какую угодно погоду и в сколь угодно отдаленных местах. Значит, опять что-то нужно было менять. Делать другим состав смеси означало понизить ее качество. Левченко не пошел по этому пути. Он понял, что менять надо технику.

Главное изменение, которое он привнес в процесс ремонта, — вместо фрезы стал использоваться инфракрасный излучатель. Фреза используется в дорожном ремонте для того, чтобы устранить трещины в выбоине и вокруг нее. Вместо этого Сергей стал разогревать асфальт в выбоине до температуры, при которой трещины просто-напросто сливаются. На разогретый слой асфальта кладется слой холодного. В результате смеси фактически влипают одна в другую, образуя прочную спайку.

Придумал инфракрасный излучатель тоже не Левченко. Но именно он задался целью получить такую его модель, которую можно было бы использовать в дорожном ремонте.

Сначала с заказом Сергей обратился на один из заводов Германии. Обошелся Сергею немецкий вариант почти в 800 тысяч рублей. Теперь предприниматель уже имеет возможность выпускать излучатели на своем предприятии «Дорожник» по цене 150 рублей за штуку.

Чтобы сегодня ремонтировать дороги по проекту Сергея, нужно организовать бригаду из четырех человек. У каждой бригады должна быть «газель» с прицепом, два излучателя, одна виброплита и мелкий инвентарь. По задумке Левченко бригады должны быть в каждом муниципалитете. Средства на их организацию посильны. Работники придут из числа безработных местных жителей. Обучат их сотрудники предприятия «Дорожник». Там же они смогут взять готовый асфальт. Он фасуется в мешки по 25 кг и долго хранится.

По задумке Сергея сначала бригады освоят ямочный ремонт. Позже смогут выполнять заказы населения по асфальтированию дворов. Можно будет просто продавать холодный асфальт в мешках. Люди сами применят его там, где считают нужным.

Сегодня предприниматель определяется с тем, как лучше организовать такие бригады. Предполагает, что это будет сеть пунктов. Проявить инициативу в их организации следует самим муниципалитетам. Ведь это они должны стать основными заказчиками работ.

— Прежде всего бригады будут ремонтировать дороги в селах, — считает Левченко, — а уж потом выполнять личные заказы селян.

В бригаде будут принимать заказы, выполнять работы. Контроль работы бригад будет осуществлять головное предприятие. Оно же будет заниматься выпуском холодной асфальтовой смеси. Сегодня у Левченко имеется установка, способная выпускать по 150 тонн смеси в час.

К Сергею уже поступили предложения о сотрудничестве из Шолоховского, Октябрьского, Азовского районов. Предприниматель не сомневается: это только начало. Проблемы с дорогами сегодня есть у всех. А он предлагает качественный, доступный вариант их решения.

— Еще предстоит работать над усовершенствованием самой технологии ремонта и организации бригад, — говорит Сергей. — Но по большому счету это мелочи. Основной массив работ уже все-таки сделан. Прежде всего об этом свидетельствует результат: те первые латки, которые мы наложили на дороги четыре года назад, до сих пор в прекрасном состоянии. Будь по-другому, я ни за что не пытался бы внедрить свою разработку. Я уверен, есть два критерия, по которым стоит выбирать работу. Во-первых, занятие должно нравиться, во-вторых, приносить пользу обществу. Я — дорожник по натуре. Мне даже запах асфальта нравится. Но прежде всего хочу, чтобы люди, проезжая по тем дорогам, которые мы построили и отремонтировали, вспоминали нас добрым словом. Это, кстати, и приносит самое большое удовлетворение от работы.