20 лет назад они начинали с нуля как рядовое ремонтно-строительное предприятие.

Поделись с другим

Сегодня это — творческо-производственное объединение. «Лемакс» включает в себя два полноценных завода: кирпичный и по производству бытового газового оборудования, несколько строительных магазинов и сеть торговых площадок на территории ЮФО. Инвестиции в производство с 2002 года превысили 1,2 миллиарда рублей. Высокотехнологичная продукция производится с применением самой современной роботизированной техники. Объединение инвестировало в закупку оборудования ведущих мировых фирм свыше 346 миллионов рублей. Еще 250 миллионов вложено, чтобы приобрести уникальный итальянский металлообрабатывающий комплекс «Salvagnini». В России это пока первая и единственная линия такого класса. Новое производство будет запущено в конце августа…

То есть с производством в «Лемаксе» все в порядке. Но объединение, напомню, творческо-производственное. И эта составляющая делает «Лемакс» абсолютно уникальным. В «Лемаксе» любят придумывать девизы и стараются им следовать. Например, такой: «Если счастлив сам, счастьем поделись с другим». И вот 1 июня 2012 года свое счастье «Лемакс» повез раздавать по всей России, от Таганрога до Владивостока и Камчатки. Главной целью экспедиции «Дорогу Таганрогу!» Леонид Матусевич, основатель «Лемакса», назвал поддержку российского предпринимательства. Сразу успокоим читателей: во вместительных салонах джипов везли не мешки с деньгами (у нас ведь зачастую поддержка предпринимательства понимается именно так). Везли палатки, провиант, запас воды и все, что необходимо обыкновенным людям — не героям и не первопроходцам — в трудной дороге. Задача была иная — экспортировать на необъятные просторы России свой собственный пример: если чего-то очень захотеть, все получится. Смотрите на нас, действуйте, как мы, учитесь жить, как мы живем!

Не только раз в году

Свои дни рождения «Лемакс» по традиции отмечает необычными акциями. То велопробег организует, то многокилометровый кросс, то сплав на байдарках. Все это происходит легко, радостно, без принуждения со стороны начальства к здоровому и коллективному образу жизни. Просто люди сами начинают генерировать идеи. У каждого есть свое маленькое счастье — какое-нибудь увлечение, талант, хобби. Этим счастьем сотрудник, по склонности своего характера, стремится поделиться с коллегами. Так появляются группы энтузиастов, организующиеся вокруг нового замысла, и воплощают его в жизнь.

Так и в году нынешнем. ТПО «Лемакс» отмечает 20-летие, поэтому появились 20 социальных проектов под общим названием «Большая экспедиция». Мир о предстоящих и уже совершающихся событиях оповещен: запущены сайты проектов, на них размещаются фотографии, публикуются дневники участников.

Первым и одним из самых впечатляющих событий стала зимняя экспедиция «Лемакс» согреет Север!». 19 февраля 2012 года два экипажа по 4 человека из числа сотрудников компании на специально подготовленных внедорожниках Land Rover Defender предприняли попытку достигнуть двух северных точек Европы и России. Это мыс Нордкап в Норвегии и мыс Немецкий на полуострове Рыбачьем. Участники автопробега в полной мере испытали все трудности настоящей полярной экспедиции, пройдя многие сотни километров по льду и снегу, в полярную ночь. С особо сложными участками маршрута порой не справлялись даже внедорожники. Приходилось пересаживаться на снегоходы. Но цель была достигнута: над далекими северными землями взвились флаги таганрогской компании «Лемакс».

Летом стало известно о новых взятых вершинах: успешно, хотя и с суровыми приключениями — штормами и бурями — прошел поход на ялах по Азовскому морю. За шесть дней участники плавания достигли Должанской косы и вернулись обратно в Таганрог. Состоялся велопробег по Адыгее, где храбрецы попали в сложные метеорологические условия, но вышли из них с честью. Состоялся 20-километровый кросс на Дарьевские пруды. Двадцать сотрудников «Лемакса» в аэроклубе под Краснодаром совершили парашютные прыжки в честь юбилея компании.

Вопрос: зачем им это нужно? По логике сегодняшней жизни, кажется, должно быть иначе: загребай прибыль, дави конкурентов, выжимай из работников семь потов, чтобы росли доходы предприятия! Леонид Матусевич на подобные вопросы обычно отвечает так: наш главный капитал — это люди, которые способны брать на себя ответственность, настоящие лидеры. С такими людьми можно горы свернуть! Отсюда и все наши успехи.

Везде наши люди

Поскольку в «Лемаксе» знают, как делать бизнес, этим опытом они могут поделиться с другими. В первую очередь, конечно, со своими партнерами, которые сотрудничают с «Лемаксом», продвигают его продукцию по российским городам и весям. Как сказала участница автопробега «Таганрог — Владивосток», директор по управлению персоналом Евгения Козлова: «Помогать мы готовы вплоть до того, что распишем партнерам бизнес— план и с цифрами в руках покажем, чего они смогут достигнуть через три месяца, через год». Маршрут экспедиции пролег через города, в которых есть как давние и проверенные, так и начинающие партнеры компании. С некоторыми до этого можно было связаться только по телефону.

— Очень волновались, какие это будут люди, поймут ли, поддержат ли нашу философию? — рассказывает Евгения Ивановна, — Но все сомнения рассеялись, когда увидели друг друга, как говорится, глаза в глаза: конечно же, это наши люди, такие же энтузиасты «с пулей в голове», как и мы сами!

Их встречали, как знаменитостей первой величины. Представители одной из компаний-дилеров в Челябинске терпеливо ждали до 10 часов вечера, пока лемаксовские «дэфы» наконец преодолеют нешуточное расстояние, и встретили долгожданных гостей фейерверком и флагами. На встречу вышли и взрослые, и дети. Взаимопонимание установилось сразу, потому что — «наши люди», тут Евгения Козлова не ошиблась. Во Владивостоке, где идет огромное строительство в преддверии саммита АТЭС и где ни один навигатор не найдет нужной улицы, участников автопробега встречали радостной какофонией клаксонов, улыбками, участием и заботой. Сразу нашлось множество желающих показать город, рассказать о его истории, расспросить о цели экспедиции, о Таганроге. Люди говорили: вы молодцы, что осмелились на такое! Мы вот только мечтаем, а решиться не можем.

В Казахстане экспедицию «Лемакса» встретил целый отряд журналистов. Прошла большая пресс— конференция с участием представителей власти. В подробностях интересовались экономической политикой предприятия, почему вкладывают деньги в такие необычные социальные проекты, обсуждали возможности долгосрочного взаимовыгодного сотрудничества. Лемаксовцам удалось на своем примере показать: российский бизнес может быть и вот такой — симпатичный, добрый, с человеческим лицом.

Участник экспедиции, директор по производству Анатолий Волхов отметил еще один интересный аспект автопробега:

— Понимаете, мы привыкли — из дома на работу, с работы — домой, нажал на педаль автомобиля, доехал с комфортом, и все. А здесь проверяешь себя — сможешь ли ты преодолеть свои страхи, приспособиться к походной жизни, когда приходится спать на траве, когда заедают комары и мошкара, когда по 18 часов без сна и отдыха тяжелый джип идет по «убитым» российским трассам. И происходит чудо: изнеженный цивилизацией человек дня через два втягивается, привыкает к трудностям, избавляется от своих комплексов. Честное слово, мы вернулись другими людьми. Такое волшебное чувство — ты можешь все преодолеть!

Участники автопробега говорят: мы увидели страну такой, какая она есть. Первое впечатление: Россия богатая, красивая, бесконечные просторы, сменяющиеся ландшафты поражают воображение! Но как же при этом бедно живут люди! Покосившиеся деревянные дома, печи, которые топятся дровами, порой даже угля нет.

— Остановились воды набрать, разговорились с местными жителями, — рассказывает Евгения Козлова, — и узнали: был здесь когда— то колхоз— миллионер, а теперь остались только натуральные хозяйства, работы нет, молодежи податься некуда.

Эти огромные территории — потенциально неограниченный рынок для той же продукции «Лемакса» — бытовых отопительных котлов. Но до сих пор газ не проведен. Вот и получается: люди и предприятия, которые готовы и могут развивать российскую глубинку, обустраивать быт граждан нашей необъятной страны — есть. Нужны только воля и решимость со стороны государства оказать поддержку.

Все будет отлично!

Автопробег выполнил свою задачу: дал бизнесменам в российской глубинке надежду — можно преодолеть и административные барьеры, и несовершенство законодательства, если идти путем, которым идет «Лемакс». А «Лемакс» поступает дальновидно — развивает производство. Сегодня предприятие выпускает от 360 до 500 котлов в смену, в зависимости от номенклатуры. И планирует довести мощности за счет дальнейшей роботизации котельного производства до 150 тысяч изделий бытового газового оборудования в год. Но, как рассказал руководитель направления «Металлический корпус» Роман Коновалов, рынок отопительного оборудования в России не беспределен (хотя «Лемакс» занимает на нем ведущее место), и есть такое понятие, как сезонность производства. А модернизированный, насыщенный высокопроизводительным оборудованием комплекс «Лемакса» должен давать стабильную отдачу. Этому и поможет уже упоминавшаяся выше уникальная линия «Salvagnini».

Как идет ее монтаж в новом, недавно отстроенном корпусе площадью 2500 квадратных метров, я увидел собственными глазами. Вежливые, улыбчивые итальянские специалисты, видя, как я фотографирую их для газеты, уверенно поднимают большой палец: мол, все будет отлично! Да в этом и не стоит сомневаться: комплекс запустят в конце лета, но уже есть выгодные заказы на изготовление корпусов для блоков питания, на облицовку вентиляционных башен реконструирующегося к олимпиаде сочинского железнодорожного вокзала. Если раньше производство «Лемакса» перерабатывало свыше 500 тонн металла в месяц, то теперь, благодаря новому комплексу, объемы можно будет увеличить до 720 тонн. «Salvagnini» позволит еще на порядок поднять точность и качество изготовления комплектующих для собственного котельного производства. Возможности оборудования это позволяют: на входе у робота — заготовка, на выходе — изделие любой сложности. Почти без участия человека.

Не стоять на месте — беспроигрышный принцип компании «Лемакс». Теперь они готовятся выйти на рынок строительства жилья. Вот конкретный пример: в одной из самых привлекательных прибрежных зон Таганрога, в непосредственной близости от Приморского парка, многие годы располагался кирпичный завод. Технологии производства — допотопные, предприятие наносило вред окружающей среде, портило приморский ландшафт. Компания «Лемакс» выкупила территорию старого кирпичного завода. Устаревшие производственные площади будут ликвидированы, и вместо них появится современный, экологически безо­пасный, украшающий город жилой комплекс «Морской клуб». Его даже оснастят подземными гаражами — большая редкость для Таганрога. Будет на что посмотреть: 30 тысяч квадратных метров уютной территории, жилой квартал европейского уровня с собственной инфраструктурой. На строительство отводится 4 года. Можно не сомневаться — получится, как получается все, что задумывают и осуществляют в «Лемаксе».