Эпопея с ТагАЗом — это какой-то бесконечный, витиевато закрученный сюжет. Теперь наметился новый поворот.

Имя им — легион

Председатель профсоюзного комитета таганрогских автостроителей Сергей Жуков, к которому я обратился, чтобы прояснить ряд вопросов по трудоустройству высвобождающегося персонала, огорошил новостью — в Таганроге появился новый автозавод! Уже третье по счету ООО с замысловатым названием (напомним: сначала был ТагАЗ, затем — ООО «ТагАвтоПром») всосало в себя 1462 человека из общего числа работников. По словам г-на Жукова, эти люди сосредотачиваются вокруг новой программы производства автомобилей. Зачисленные в новое ООО попали в разряд счастливчиков. У них остается работа и, по словам Сергея Жукова, то ли уже полностью выплачена, то ли выплачивается заработная плата за июнь. К почти полутора тысячам работников очередного воплощения ТагАЗа в ближайшее время могут прибавиться еще 140 человек плюс к этому количеству 250 работников по договорам подряда, и еще 200 претендентов могут влиться в структуру, если выдержат, как сказал профсоюзный босс, соответствующий отбор.

Такая радужная перспектива — только одна сторона происходящих событий. На обратной — полная безнадега и неопределенность.

110 миллионов рублей долга по заработной плате на 1 июня 2012 года, 70 миллионов и 1 миллион — недоимки в пенсионный фонд и фонд социального страхования, долги по всевозможным социальным пособиям. Уже официально уведомлены структуры занятости, что 10 сентября «ТагАвтоПром» сократит 1900 работников. Из них 1500 человек — жители Таганрога, остальные проживают в Неклиновском, Матвеево-Курганском и других близлежащих сельских районах. 900 человек из числа сокращаемых — представители рабочих профессий, остальные — обслуживающий персонал.

Сегодня на улице таганрогского автомобильного предприятия — и танцы, и похороны одновременно. «Танцуют» (боюсь только, что до очередного «переименования» автозавода) те, кого взяли в новую структуру по производству легковушек. Ну а хоронят, видимо, теперь ООО «ТагАвтоПром», ибо совершенно непонятно, кто в этой организации будет работать, если в сентябре уйдут на улицу почти 2 тысячи человек.

На чужом пиру похмелье

Пока великие тагазовские стратеги решают свои многочисленные проблемы, головная боль в виде долгов по зарплате и недоимкам в фонды, скачка безработицы с 0,7 до 1,8 процента переносится на весь Таганрог. Когда готовился этот материал, руководитель «ТагАвтоПрома» должен был встретиться с представителями Пенсионного фонда и ФСС, чтобы «утрясти» график возвращения недоимок. Но откуда деньги возьмутся у структуры, у которой, возможно, уже нет серьезных перспектив? 110 миллионов рублей долга по зарплате, если бы они были возвращены работникам, могли прийти в таганрогский малый бизнес, и городская казна пополнилась бы налогами. А 70 миллионов рублей, недополученных Пенсионным фондом, —  это в конечном итоге напряженная ситуация с выплатой пенсий, которую разрулить можно разве что с привлечением дополнительных бюджетных средств.

Как рассказала руководитель Таганрогского центра занятости Вера Котова, на координационном совете пришлось обратиться к руководителям крупных предприятий Таганрога, чтобы они нашли возможность принять высвобождающихся работников ТагАЗа. Потребность в квалифицированных рабочих кадрах в Таганроге есть, и немалая, но проблема в том, что люди должны пройти переобучение. Лицензии на образовательную деятельность у предприятий есть, но на организацию переобучения необходимы деньги из областного бюджета.

Это одна сторона проблемы. Есть и другая, малоприятная для Таганрога: работников, высвобождающихся с «ТагАвтоПрома», готовы принять крупные предприятия области. В их числе — НЭВЗ, «Роствертол», 10-й ростовский подшипниковый завод. И они уже принимают людей.

По данным Таганрогского центра занятости, 6 человек готовы выехать в Новочеркасск, есть тагазовцы, которые заинтересовались вакансиями завода по производству подшипников. Пока цифры незначительные. Но если этот процесс пойдет, Таганрог рискует потерять уже сотни, а то и тысячи трудоспособных кадров. Здесь выявляются очевидные недоработки местного уровня. Медленно «раскачиваются» таганрогские заводы. Даже зарплату они предлагают ниже, чем средняя по области!

Надежда умирает последней

Довольно интересную картину того, какие настроения преобладают среди находящихся в вынужденном простое работников автопроизводства, выявляет стационарный консультационный пункт Таганрогского центра занятости населения. Этот пункт организован прямо на заводе. Для работы с людьми командирован опытный специалист Елена Плужникова, она обладает всей полнотой информации о вакансиях в Таганроге, на межтерриториальном рынке труда. Как рассказала Елена, начиная с июня, когда консультационный пункт открылся, люди идут — иногда по десятку человек в день. Но вот что характерно: посетители в ряде случаев не столько хотят найти новую работу, сколько рассчитывают, что государство, областная и городская власть, правоохранители (в консультационном пункте ведет прием и прокурор) как-то разрешат кризисную ситуацию и помогут вернуть долги по зарплате. Немало еще тех, кто надеется — деньги найдутся, производство автомобилей восстановится, все выплаты и полагающиеся по закону компенсации будут людям возвращены. Отсюда и тот факт, что пока немногие решились на перемену работы в самом Таганроге или готовы занять вакансии в других городах. Один из работников ТагАЗа, Василий (фамилию он просил не называть), после посещения консультационного пункта сказал мне следующее: «Я, наверное, еще подожду с трудоустройством. Работать на заводе мне нравится, почему я должен отсюда уходить?». И так думает на ТагАЗе не он один. «Проблема в том, — высказывает мнение Елена Плужникова, — что эти надежды могут и не оправдаться. А наша задача — помочь людям увидеть реальное положение вещей и дать все возможности для скорейшего решения проблемы трудоустройства».

Реальность, кажется, не дает повода для оптимизма. По оценкам таганрогского центра занятости, если в сентябре все же произойдет высвобождение 1900 работников автозавода, то только на выплату пособий по безработице придется в три раза увеличить сумму средств. Кроме того, как уже говорилось выше, нужны значительные суммы и на организацию переобучения. И никто пока не гарантирует, что долги по зарплате к этому времени будут полностью ликвидированы. Иными словами, уже в сентябре иллюзии, которые еще у кого-то остаются, могут быть разрушены. Давайте честно спросим себя: на фоне всех перипетий вокруг ТагАЗа и того отношения к людям, которое мы видим, можно ли безоговорочно верить очередным обещаниям руководства этого предприятия? Хотя, конечно, надежда умирает последней…