В Таганроге происходит что-то непонятное в сфере общественного транспорта. Начавшаяся было революция, которая призвана была разрушить монополию компаний маршрутных такси и вернуть льготникам право бесплатного проезда во всех видах городского транспорта, похоже, откладывается. Льготники, по крайней мере муниципальные, будут вынуждены платить за проезд в автобусах особо малой вместимости. Может быть, только до апреля, но скорее всего, гораздо дольше. Таганрог все еще остается зоной, где федеральный закон о праве на бесплатный проезд действует избирательно.
Что произошло? Четыре транспортные компании Таганрога подали жалобу в Федеральную антимонопольную службу. Это случилось после скандала, связанного с введением новых условий в конкурсную документацию на право осуществления пассажирских перевозок. Руководителям некоторых транспортных компаний —– по совместительству депутатам Таганрогской гордумы показалось, что новые правила конкурса создают преимущественные условия для муниципальных перевозчиков и ущемляют коммерческий транспорт. Теперь конкурсная документация будет проверяться на коррупционную составляющую. Кроме того, как заявили чиновники, в городском бюджете не заложено средств на компенсацию льготного проезда. Это, так сказать, открытая версия. Из комментариев профессионалов-транспортников можно сделать и другой вывод: владельцы автобусных компаний в Таганроге просто переиграли таганрогскую администрацию, «включив» свои связи и влияние на всех уровнях. И теперь уже сами чиновники (по крайней мере некоторые из них) высказываются в том духе, что нельзя сразу вводить льготный проезд на маршрутках, это приведет к нерентабельности.
Из всего происходящего, как минимум, вытекает одно следствие. Перекосы в транспортной отрасли Таганрога таковы, что муниципалитет не может ничего противопоставить коммерческим перевозчикам. Муниципальный транспорт, который мог бы составить конкуренцию, по сравнению с разветвленным рынком маршрутных такси очень слаб. Компаний, которые готовы предоставить автобусы большой вместимости для перевозки льготников, практически нет, а те, что еще остались в Таганроге после их целенаправленного выдавливания с рынка, маломощны и обладают мизерным автопарком. Фактически город проиграл узкому кругу транспортников-монополистов, и они совершенно беспрепятственно могут диктовать свои условия в сфере пассажирских перевозок.
Недавно разразившийся скандал, связанный с отказами от перевозки льготников на пригородных маршрутах между Таганрогом и близлежащими селами, показал: денежные компенсации из бюджетов на эти цели перевозчики получают. Но инциденты, связанные с отказами пассажирам, имеющим право на бесплатный проезд, повторяются снова и снова. И это на маршрутах пригородного сообщения, где по крайней мере льготник может заранее зарегистрироваться у диспетчера и реализовать свое право ехать бесплатно. Что же касается городских линий, тут полная неразбериха. По правилам на каждом городском маршруте должен присутствовать как коммерческий, так и муниципальный транспорт для льготников. Но на многих маршрутах такого транспорта нет, а там, где он есть, ходит с большими временными интервалами. Создается впечатление: все специально организовано таким образом, чтобы создать благоприятные условия компаниям маршрутных такси для извлечения прибыли за счет таганрогских льготников. Именно эти люди заполняют транспорт между часами пик. А десятки тысяч пассажиров, которые платят по 12 рублей каждый, —– это немалые деньги.
То, что в транспортной отрасли Таганрога нужны перемены, уже не вызывает сомнения. Но революционными действиями, похоже, проблему не решить. Городские власти могут добиться успеха другим путем: планомерно наращивать на городских магистралях количество муниципального транспорта и способствовать приходу на рынок таких компаний, которые готовы брать на себя социальные обязательства по отношению к льготникам. И второй момент. Видимо, пришло время коренным образом поменять схему предоставления компенсаций за проезд. Льготникам не проездные билеты и удостоверения нужно выдавать, а прямые денежные выплаты. Рассчитать сумму, требующуюся на проезд в месяц, не так уж сложно. А потом пусть люди сами выбирают, где они эти деньги потратят —– в маршрутках, большегрузных автобусах, трамваях или троллейбусах.