В Таганроге многострадальный конкурс на осуществление пассажирских перевозок снова под вопросом. 1 июля арбитражный суд Ростовской области вынес определение о так называемой обеспечительной мере – приостановке транспортного тендера.




Страсти вокруг этого конкурса то нарастают, то затихают – и это длится уже почти год. Дело в том, что тендер на право пассажирских перевозок призван был начать своего рода реформу в городском транспорте. Никто и не скрывал, что главную ставку в Таганроге хотят сделать на электротранспорт – трамваи и троллейбусы. А также, возможно, на автобусы большой вместимости. 

Центральная идея состояла в том, чтобы в городе появилось больше социального транспорта. Который был бы доступен пенсионерам и льготникам, а их в Таганроге – городе стареющем – становится все больше. В трамваях и троллейбусах по закону обязаны бесплатно возить граждан, имеющих льготы, что, собственно, и делается. Кроме того, бралось в расчет, что финансовые взаимоотношения с тем же Таганрогским трамвайно-троллейбусным управлением, которое является предприятием муниципальным, выстраивать проще. Легче и контролировать расходование бюджетных средств, выделяемых на компенсации за перевозку льготников. И самое главное – повернуть муниципальное предприятие на путь преобразований не так сложно, как, например, частную компанию маршрутных такси. Но именно последние в Таганроге преобладают.

В рамках такой стратегии и было заявлено, что количество троллейбусов и трамваев в Таганроге будет увеличиваться, на наиболее загруженные маршруты будет выходить больше вместительных автобусов, а количество маршруток будет сокращаться до оптимального числа. С точки зрения обывателя, с этим можно согласиться. 

С другой стороны, в этой реформе не был учтен один важный компонент: она, по сути, шла против коммерческих интересов большинства перевозчиков. В Таганроге, повторюсь, главную скрипку играют частные компании маршрутных такси. Некоторые из них выставляют и большие автобусы, но это, скорее, так – прикрытие. Основную прибыль приносят маршрутки, которых на городских дорогах – пруд пруди. Эта транспортная схема сформировалась не за один год, и изменить ее безболезненно вряд ли удастся. Чему свидетельство – ситуация с транспортным конкурсом. Конечно, «оппозиция» действует в рамках закона – судится, подает апелляции, требует все новых и новых корректировок в конкурсной документации. Но стоит за этим, в сущности, одно – как можно дольше откладывать начало каких-либо перемен.

Самое смешное, что конкурс-то все равно, рано или поздно, проводить необходимо. Но тут, видимо, идет игра нервов – кто дольше выдержит. Или приверженцы транспортной реформы от нее сами откажутся и махнут рукой: мол, пусть проходит конкурс так, как проходил и раньше, зачем нам эта головная боль. Или произойдут изменения в таганрогской администрации, придут другие люди, и проект реформирования транспортной отрасли сам собой умрет. 

Не случайно, видимо, судебные разбирательства обострились именно теперь, когда на носу выборы депутатов таганрогской Думы. По новому закону, мэра будут избирать депутаты из своих рядов. Самое интересное, что в представительной власти Таганрога не первый год находятся люди, которые напрямую связаны с пассажирскими перевозками. Сейчас они идут на выборы и, несомненно, рассчитывают на победу. А там, чем черт не шутит, вдруг кто-то из них выдвинется на мэра? И тогда можно будет легко отменить все эти новшества в городском транспорте. 

Тем более что многие руководители автобусных компаний в Таганроге будут только «за». Они уже и теперь высказывают мнение (может быть, предвзятое): изменения в правилах проведения конкурса на право пассажирских перевозок недостаточно продуманы и не пойдут на пользу городу. Хотя, конечно, хотелось бы проверить на практике…