Анализ состояния отраслей и отдельных предприятий, работающих в Восточном Донбассе, донской губернатор Василий Голубев решил провести непосредственно в угольных территориях

Угольная стратегия

Разговор о судьбах угледобычи состоялся на совещании в Гуково. В 90-е годы Восточный Донбасс лишился 55 своих шахт. Это как минимум 80 % всех угледобывающих мощностей. А в таких городах, как Новошахтинск и Донецк, шахт не осталось вовсе.

Удар по угольной отрасли – одной из системообразующих на Дону – был в ту пору нанесен такой, что и сегодня многие специалисты сомневаются в возможности ее возрождения. Отвечая на вопрос «Нашего времени», председатель совета директоров компании «Донской уголь» Алексей Кошман был в своих оценках крайне осторожен:

– О глобальном возрождении отрасли говорить сложно. Для этого необходим источник очень длинных денег. Ведь инвестиционный цикл строительства новой шахты: проектирование – строительство – возврат капитала – превышает десять лет. Таких денег сегодня нет. Их не было даже до нынешнего кризиса...

Но тут же добавил:

– Мы работаем, платим людям достаточно достойные зарплаты и даже думаем их повышать… У нас сегодня очень хорошие экспортные возможности. Даже, бывает, из Австралии звонят, договариваются о поставках нашего антрацита. После ухода с рынка украинских поставщиков наш уголь оказался востребован…

– Уголь просто обязан оставаться стратегическим энергоносителем уже в силу самих свойств этого вида топлива, – считает заместитель председателя донского Законодательного собрания Сергей Михалев. – Нефть, газ и транспортировать, и хранить сложнее. А уголь сложил под навес – и он будет там лежать сколько нужно. Какие бы альтернативные источники энергии ни появлялись, уголь со счетов сбрасывать никак нельзя…

Обнадеживающие перспективы видит и губернатор. В своих оценках В. Голубев исходит из объективных фактов:

– Рост угледобычи за год на 25 % очевидно показывает перспективы угольной отрасли на Дону…

А с 2012 года угледобыча выросла в шесть раз! По целому ряду угольных компаний все имеющиеся с ними договоренности исполнены. Инвестиционная деятельность продолжается – в частности, очевидна активность со стороны компании «ДТЭК».

– В этом году ожидается более 1,1 млрд. рублей инвестиций. Рост инвестиций сказывается на обновлении технологии и поставках нового оборудования, и в итоге – на увеличении угледобычи, – констатировал В. Голубев.

Упомянутое губернатором украинское предприятие «ДТЭК», входящее в энергетическую империю Рината Ахметова, владеет в Восточном Донбассе двумя новыми шахтами. На одну из них – «Обуховскую» – глава региона заехал. Гендиректор шахты Игорь Прядильщиков подтвердил:

– Несмотря на трудности, создаваемые политическими процессами и связанную с ними экономическую конъюнктуру, мы в своем развитии не останавливаемся. В ближайших планах увеличение добычи по шахте до 1,265 млн. тонн…

И это в то время, когда украинские коллеги шахтеров «Обуховской» вплотную столкнулись с печальной перспективой закрытия угольных предприятий. Ради кредитов Международного валютного фонда Киев готов уничтожить отрасль. Украина рискует лишиться практически всех своих шахт. Уйдут под воду богатейшие – значительно более мощные, чем на Дону, – пласты антрацита и других высококалорийных углей. На улице окажутся десятки тысяч шахтеров.

А «Обуховская» будет продолжать работать и наращивать угледобычу, своим примером подтверждая перспективность избранной Восточным Донбассом стратегии. Будут работать на Дону и другие шахты – вне зависимости от того, кто их собственник. Потому что логика нормального бизнеса признает только одну форму существования – плодотворное и взаимовыгодное сотрудничество.


Бизнес ищет, где лучше…

Углублять кооперацию и развивать собственное производство на новых площадках многих украинских бизнесменов побуждает печальная ситуация, складывающаяся у них на родине. Так, несколько месяцев назад начало разворачивать производство в нашем Донецке луганское предприятие «Локомотив-Сервис», специализирующееся на выпуске комплектующих для ходовых частей электровозов и тепловозов. Хотя базовая площадка в Луганске, по словам хозяина предприятия Владимира Никулина, почти не пострадала, было решено осуществить давнее намерение и начать работу непосредственно в России. Ведь 95 % продукции предприятия выполняется по российским заказам.

«Локомотив-Сервис» арендовал производственные мощности на донецком машзаводе «Интер-Дон» (бывшем «Донецком экскаваторе»), открыв здесь дочернее предприятие. Кое-что перевезли в Донецк из Луганска, но большую часть станков приобрели на условиях аренды уже на месте. Здесь и трудятся сегодня два десятка человек. В планах «Локомотив-Сервиса» до конца года довести штат до 90 человек:

– Надеемся со временем работать на обеих площадках...

«Локомотив-Сервис» – не единственное луганское предприятие, перебравшееся к нам на Дон. Сегодня мощности машзавода в Каменске осваивают луганские машиностроители. Не исключено, что решат обосноваться на Дону и другие машиностроительные предприятия разоренного гражданской войной украинского Донбасса. Хотя осталось их там – всего ничего. Даже такой гигант советской поры, как «Лугансктепловоз», практически парализован…

Разумеется, и российская территория сегодня – далеко не земля обетованная. Но здесь возможность успешно противостоять кризисным явлениям, помимо всего прочего, видят в поддержке бизнеса и отдельных предприятий. Губернатор сообщил отрадную новость: с 1 марта Новочеркасский электровозостроительный завод в режиме пятидневной рабочей недели возобновит выпуск своей продукции. Такое решение было принято на совещании руководства РЖД, банка «ВТБ» и компании «Трансмашхолдинг», в которую входит НЭВЗ:

– Почти месячная пауза в работе завода, которая проходила в переговорах и поисках решения, завершена. Одно из ведущих предприятий страны будет в полном объеме выпускать свою продукцию…


Строителев против Обамы

1I0A0131.jpgСегодня очевидно, что экономический облик Восточного Донбасса да и лицо всей донской промышленности разительно меняются. И, скорее всего, прежними уже никогда не будут. Явно уходит в прошлое такое понятие, как «моноэкономика». Тому же Донбассу уже никогда не стать чисто угольным. И не надо. Такова диалектика возрождения этой знаковой территории.

В Донецке все большей известностью пользуется птицефабрика, возглавляемая Олегом Строителевым – в прошлом горным инженером.

– Никогда бы не бросил свою профессию, – признается Олег Петрович. – Ликвидация шахт заставила. Но и тогда выбрал птицеводство, потому что это дело мне по душе…

И вот уже третий год как на восточной окраине города появились корпуса фабрики по разведению бройлеров. Не претендуя пока на гигантское производство, Строителев тем не менее настроен на создание полностью замкнутого цикла – не исключая и площадку для производства комбикормов. Птицефабрика строится по-современному, процессы автоматизированы, и обслуживают корпуса пока всего семь человек. По мере расширения производства и людей станет больше.

А пока фабрика развивается. Продолжает строиться. И это в кризис, когда, казалось бы, все должно замереть. Ведь сам американский президент уже объявил российскую экономику разорванной в клочья. Но вот бывший горный инженер из Донецка, а ныне далеко не бедствующий предприниматель одним своим существованием убедительно опровергает высокомерные выводы заокеанского лидера. Его производство развивается именно потому, что налицо желание и инициатива, есть инвестиции. А самое главное – существует потребность в отечественных продуктах.

Суть процессов, протекающих в сегодняшнем Восточном Донбассе, сформулировал губернатор:

– Шахтерские территории давно перестали быть депрессивными. Для меня эти города и районы – территории развития...

Фото с сайта www.donland.ru