Новая железнодорожная ветка в обход Украины пройдет по Чертковскому району

Фото Александра Зеленина
Случится это через несколько лет. А пока станция Чертково продолжает жить прежней напряженной жизнью. Ее не смогли нарушить даже драматические события на соседней Украине, чья территория начинается сразу за переходным мостом через железнодорожные пути. Каждые 10-15 минут прибывают сюда поезда.

С вводом новой почти стокилометровой ветки бойкое место переместится со станции Чертково на станцию Кутейниково. Волею судьбы и геополитики это тихое сегодня село из восьми улиц, приютившееся между райцентром и московской автотрассой, а также расположенный неподалеку от него хутор Марьяны получат мощнейший импульс к развитию.

Приметой будущей магистрали стали бетонные опоры, с недавних пор поднявшиеся в полях близ хутора Гусев и шагающие в сторону Миллерово. Не слишком искушенные в железнодорожных тонкостях жители окрестных сел решили было, что именно здесь и пройдет будущая магистраль. Мол, уже опоры для контактной сети расставляют…

– Конечно, это не так, – поясняет начальник участка ЗАО «Сетьстрой» Сергей Анатольевич Демидов. Это его подразделение ведет в гусевских полях монтаж опор ЛЭП-110 – линии электропередач, с помощью которой будут запитываться тяговые подстанции будущей дороги.

Опоры контактной сети – это совсем другие конструкции. И их монтаж – один из завершающих этапов строительства дороги, которая пока в большей своей части существует в чертежах и эскизах. Активное строительство началось лишь на концевых участках будущей магистрали. В Кантемировском районе соседней Воронежской области и у нас под Миллерово подразделения железнодорожных войск, двигаясь навстречу друг другу, ведут отсыпку насыпи под полотно дороги. В месяц отсыпается по миллиону кубов грунта, что само по себе свидетельствует о масштабе развернувшейся стройки. А здесь, под хутором Гусев, одна за другой встают опоры ЛЭП. Потом по ним протянут провода, по которым будет подано напряжение 110 киловольт на несколько тяговых подстанций. А уже те подадут электропитание непосредственно на контактную сеть нового участка железной дороги. Как и все хозяйство будущей дороги, подстанции предстоит строить заново. И вести строительство будут также бригады, подчиненные Демидову.

Но это еще впереди. Пока же монтажники заняты заливкой фундаментов под опоры ЛЭП и установкой самих опор. Из без малого 1200 этих бетонных «карандашей» пока установлена десятая часть. И это всего за три недели активной работы.

Конечно, ЛЭП-110 – это еще не дорога. Но без этой линии дороги просто не может быть. И, глядя на то, как прокладывается ЛЭП, специалист может увидеть и контуры будущих железнодорожных путей. По словам Сергея Анатольевича, идти новая двухпутка будет примерно в параллель с ЛЭП, изредка пересекая ее. Трассировку проводили максимально бережно, чтобы лишний раз не нарушать сложившийся в районе порядок землеустройства.
Это непросто, если учесть характер местности. Холмы, балки и перелески начинающейся в этих краях Среднерусской возвышенности – это, конечно, приятно для глаза. Но для работы создает дополнительные трудности. Сложно было проектировщикам, прокладывавшим в чертежах будущую трассу ЛЭП, сложно и тем, кто воплощает сегодня проект в реальность.

Земля же словно рассказывает монтажникам свою историю. За эти три с небольшим недели работ обнаружили они 26 мин, пролежавших в здешних полях с самой военной поры, и еще несколько снарядов. Потом саперы, как и положено, обезвредили этот арсенал, и остается только дивиться да радоваться тому, что все семьдесят с лишним лет смертоносная начинка мин так и не дала о себе знать. А монтажники участка Демидова, родившиеся, как и их начальник, много лет спустя после войны, смогли прикоснуться к истории, ощутив размах давних уже сражений, что прокатились по этой земле, буквально нашпигованной с тех пор металлом войны.

…Наш разговор прерывает автомобильный сигнал. На площадку подвезли бетон, и начальник участка, наскоро попрощавшись, спешит к рабочим. День только начинается, и монтажникам предстоит установить не менее пяти опор будущей ЛЭП – непростой линии, дающей начало любой железной дороге.