Этого события в ТАНТК им. Бериева ждали все – от генерального конструктора до рядового работника. Вчера оно состоялось: из сборочного цеха вышел первый серийный самолет-амфибия Бе-200ЧС

Машину ждут летные испытания, окончательная доводка и передача заказчику – МЧС России. 

Особенность в том, что до этого дня в Таганроге разрабатывали лишь опытные образцы, а серийное производство до 2008 года, как планировалось ранее, должно было развернуться в Иркутском авиационном производственном объединении. Но восемь лет назад было принято судьбоносное для ТАНТК им. Бериева решение: перевезти оснастку и оборудование для сборки Бе-200 из Иркутска в Таганрог, и здесь, на базе двух объединившихся авиапредприятий – Бериевского комплекса и «ТАВИА» – создать полноценное производство отечественных гидросамолетов. Масштабная программа по созданию такого производства, потребовавшая не менее 3 миллиардов рублей капиталовложений, была успешно выполнена. И вот из громадного пространства цеха вышел первый серийный самолет, изготовленный в Таганроге. Но это только начало. Как сказал президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Юрий Слюсарь, Таганрог, спустя 20 лет, вновь вернул себе статус города, в котором делают самолеты.

По словам генерального директора – генерального конструктора ТАНТК им. Бериева Юрия Грудинина, в 2016 году для МЧС завод выпустит два серийных самолета-амфибии, а начиная со следующего года будет выпускать по четыре самолета ежегодно.

В сущности, это реальный пример того, как уже работает государственная программа импортозамещения: самолет более чем на 80 процентов изготовлен из отечественных деталей и комплектующих. Под его производство было практически полностью обновлено цеховое оборудование, все делают современные программируемые станки, и нынешний Бе-200ЧС – это фактически продукт цифровых технологий. Собственно, дело только самолетом не ограничивается. Как сообщил руководитель регионального МЧС Игорь Одер, достигнута договоренность о том, что будет создан и центр сертификации, и мощная служба поддержания летной готовности. А это уже совсем иной уровень того, что называется сервисным обслуживанием.

В ходе торжеств, приуроченных к выкатке первого самолета, прозвучало немало многообещающей информации. Уже работает договоренность, достигнутая между ОАК и Ростовской областью, по которой прошли профессиональную подготовку 450 рабочих, именно их руками теперь будут изготавливаться серийные Бе-200. Идут обнадеживающие консультации между Министерством обороны РФ и руководством предприятия о возобновлении производства легендарного боевого самолета А-40. Бериевские производственные успехи, по мнению губернатора РО Василия Голубева, дадут серьезный импульс социальному развитию Таганрога.

И вот первый серийный Бе-200 тронулся в первый свой путь по рулежной дорожке. Встречать его вышел практически весь коллектив ТАНТК им. Бериева. В честь первого серийного в небо поднялся уже облетанный опытный собрат и произвел сброс воды – трех цветов российского флага. Торжества закончились, теперь наступает время будничной работы: летчики-испытатели будут учить самолет летать. А место первого в цехе занял уже второй серийный образец.