Дмитрий Петренко  стал одним из 15 победителей конкурса «Лидер Дона». Но сумеет ли предприниматель реализовать  проект по доставке товаров в глубинку?

Дмитрий ПЕТРЕНКО с дочерью Леей, которая обожает героев "Щенячьего патруля» и не понимает, почему в городе такие игрушки есть, а в селе - далеко не везде.

Из столицы – на окраину 

Донской предприниматель Дмитрий Петренко – уроженец столицы. В Ростов-на-Дону приехал в 2004 году, сразу после окончания Московской академии экономики и права. Многие удивлялись: зачем ехать в провинцию, когда все стремятся в Москву? 

– Тогда люди бежали в столицу из регионов. И я подумал, что раз оттуда уехали умные головы, то обязательно найдется свободная ниша, которую можно занять и успешно развиваться. Идея бизнеса на тот момент сложилась: оптовая торговля часами, – вспоминает Дмитрий Петренко.

Через пять лет его бизнес стал лидером по продаже часов не только в области, но и в ЮФО, со временем предприниматель открыл еще и сеть розничных часовых магазинов – создал группу компаний «Юг-тайм». И был уверен, что у него все «ок», до тех пор, пока… в 2017 году не принял участие во Всероссийском конкурсе «Лидеры России». Там познакомился с людьми – молодыми и не очень, которые несколько иначе, чем он, смотрят на мир. Бизнес для них – не только прибыль, но и развитие самих себя, постоянный поиск простых решений для сложных задач. И ему стало немного скучно заниматься тем, что он делал больше десяти лет. С часами все понятно, тикают, налаженный бизнес – работает. Адреналинчику бы чуток где-то взять. 

И он его нашел – в селе, в глубинке. Помог случай из серии «на ловца и зверь бежит». Попала в руки распечатка распоряжения губернатора Василия Голубева, данного департаменту потребительского рынка. Губернатор ставил задачу обеспечить людей, живущих в труднодоступных районах области, товарами первой необходимости и не только. 

– Когда начал прорабатывать, что для села в плане обеспечения товарами можно сделать, узнал про населенные пункты, куда в распутицу и на КамАЗе не просто проехать, про отдаленные хутора, которых в области около 500. И понял, что это – вполне перспективный рынок. Тем более до нас уже придумали автолавку, – улыбается Дмитрий. – Ведь все новое – хорошо забытое старое.

Для начала решил далеко не «углубляться»: определил точки в Азовском районе – поселки Новый, Чепрасовский и несколько хуторов. Оделся попроще – и двинул в село. 

Перед тем, как товар закупать, разумеется, Дмитрий, ситуацию с торговлей в глубинке проанализировал. Оказалось, что при скудном ассортименте там такие цены… мама, не горюй. А люди в безвыходной ситуации: получают мало, и в магазине вечно в долгах, что и позволяет продавцам взвинчивать цены. Кому дорого – так не бери. Платят селяне и за товары первой необходимости, и за все прочие неоправданно больше, чем горожане. 

Предприниматель сделал цены в автолавке такими, чтобы самому в убытке не остаться и чтобы люди к нему пошли.

–  Никогда не забуду бабулю, которая цены божескими назвала и «газель» крестила, когда мы из хутора уезжали, – вспоминает Дмитрий.

Работать на село с опережением

Но вот проселочные дороги покрыла осенняя хлябь, и предприниматель понял: транспорт надо менять. Зимой на «газели» до места назначения не добраться. Волновало и то, что в непогоду людям перед автолавкой приходится долго в очереди стоять – в холод, в дождь, в снег, на ветру. Решение пришло в виде проезжавшего по проселочной дороге и очень ловко преодолевающего ухабы старого пазика. Это же настоящий магазин на колесах! Купили. Убрали из него сиденья, поставили полки, оборудовали место продавца. И для покупателей пространства осталось вполне достаточно. Установили терминал для оплаты коммунальных услуг. Продавали все: от губок и зубных щеток до макарон и приправ. Есть у команды наработки по установке в автобусе Wi-Fi. Более того, в магазине-автобусе уже есть сбербанковский терминал: можно и наличные с карточки снять, и коммуналку оплатить. А в перспективе вместе со Сбербанком – он выходит в ближайшее время на рынок с этой услугой – доставлять селянам необходимые лекарства, даже самые дефицитные «под заказ». Для селян из труднодоступных территорий это просто спасение. И колесил этот магазин по сельским дорогам до пандемии. Теперь на приколе стоит: квадратных метров, в соответствии с требованиями сегодняшнего дня, не хватает. 

Вот такой магазин на колесах привозил в поселки и хутора товары по божеским ценам.
Вот такой магазин на колесах привозил в поселки и хутора товары по божеским ценам.

Но статус «Лидера Дона» не позволяет унывать. Пандемия закончится, проект с современной автолавкой продолжится.

– Мы идею современной автолавки прорабатываем, – делится планами Дмитрий Петренко. – Наша команда в силах «поднять», к примеру, два, максимум – три таких магазина на колесах. Но надо идти дальше, IT-технологии в глубинке применять. На полях комбайнами компьютеры управляют, и на молочных фермах тоже IT-технологии. А в магазинах, в торговле – все по старинке: долговая книжка и ограниченный ассортимент. В любом случае на одном автобусе все, что может понадобиться селянам, не привезти. Значит, доставлять нужно конкретному покупателю то, что он обязательно купит.

До глубины души его пронял один случай. Однажды по дороге в Ростов остановился в крупном селе, зашел в универсальный магазин, где продается все – от посуды до игрушек, и спросил у продавца, нет ли среди игрушек кого-то из героев «Щенячьего патруля», от которого просто фанатеет его шестилетняя дочь Лея. Хотел ей из поездки такой подарок привезти. На что был ответ: «Есть только одна игрушка – китайская».

– А ведь в селе ребятня тоже обожает «Щенячий патруль». Только игрушку такую не найдешь, – сочувствует людям Дмитрий. – А почему бы в магазине на колесах не установить терминал самообслуживания, примерно такой же, как в Макдональдсе, чтобы на этом терминале ростовские предприниматели разместили свои товары, а селяне выбирали нужные вещи: от шапки до мебели, посуды, бытовой техники и запчастей на автомобиль. Но запустить этот проект одному Дмитрию Петренко с командой – без предпринимательского сообщества, без помощи власти – не под силу. Дорого.

Сама разработка программ, с помощью которых селяне необходимые товары покупать будут, в разы дешевле обойдется, если на 20-30 таких магазинов на колесах ее затраты разбросать. Когда он на конкурс «Лидер Дона» с презентацией этого проекта выходил, рассчитывал, что найдет единомышленников. Уверен: время еще есть, и они найдутся.