Его признаки выявил конкурсный управляющий таганрогским предприятием-банкротом в ходе анализа производственной и хозяйственной деятельности Таганрогского автозавода.



О чем он и сообщил в едином реестре сведений о банкротстве. Это был повторный аудит на потерпевшем семь лет назад бедствие Таганрогском автомобильном заводе. Предыдущий был организован девять лет назад, когда еще сохранялась надежда на спасение предприятия. Тогда не было обнаружено ничего, что говорило бы в пользу преднамеренного банкротства ТагАЗа.

Нынешнюю проверку инициировал один из кредиторов предприятия – «Южная автомобильная группа». Долг ТагАЗа перед этой компанией превышает 4 млрд рублей. Теперь у кредитора, который так и не получил назад своих денег, возникли, что называется, смутные сомнения. И они подтвердились в ходе нового аудита.

Всеобъемлющая проверка показала, что в 2010-2011 годах по мере нарастания на «производстве XXI века» – так любили величать ТагАЗ чиновники высоких рангов – финансовых и организационных проблем, руководство завода приступило к выводу финансовых активов. Крупные суммы перечислялись дочерним предприятиям, невзирая на убыточность последних. То есть деньги переводили, заранее зная, что они не вернутся. Всего таким образом оказалось перечислено свыше миллиарда рублей.

Стоит заметить, что как раз в ту пору ТагАЗ вышел на максимум выпуска автомобилей. Одновременно завод совершил ряд сделок по закупке машинокомплектов на нужды производства. Однако сделки эти можно считать экономически необоснованными в силу неприемлемости их цены. Она оказалась завышена – как считает конкурсный управляющий, намеренно. Разница же поступала в контролируемую менеджментом ТагАЗа компанию. По оценке аудиторов, следствием подобных сделок стал убыток на сумму без малого в полтора миллиарда рублей.

Все эти финансовые манипуляции лишь увеличили неплатежеспособность ТагАЗа. Причем, согласно выводам аудита, закономерно привели к образованию безнадежных долгов. Что уже само по себе является отчетливым признаком преднамеренного банкротства.

И банкротство не замедлило грянуть. В 2014 году ТагАЗ был официально признан банкротом. Сегодня же данные аудита девятилетней давности были признаны недостоверными. А выводы об отсутствии признаков преднамеренного банкротства – необоснованными.

Автозавод в Таганроге появился в дефолтном 1998 году на производственной базе Таганрогского комбайнового завода. Первоначальным партнером таганрогского автопроизводства стала корейская компания «Дэу». Позже делались попытки наладить выпуск «Ситроенов», после чего установилось достаточно прочное партнерство с корейским концерном «Хёндэ». Кроме того, на заводе с 2008 года, по мере выхода на годовую проектную мощность в 120 тыс. автомобилей освоили сборку китайских машин. Выпускались как обычные легковые машины, так и внедорожники. А еще грузовики и автобусы малой вместимости – на базе модели «Каунти». Разрабатывались и собственные марки автомобилей под брендами «Донинвест» и «ТагАЗ».

В Сеуле какое-то время работало совместное КБ «ТагАЗ-Корея» с участием российских и корейских инженеров. В 2009 году там была разработана перспективная модель автомобиля «ТагАЗ-Вега». Однако к серийному производству новинки так и не приступили. Препятствием стал иск американской «Дженерал Моторс».

Та выдвинула ТагАЗу претензии в незаконном использовании ее разработок. В ходе судебного разбирательства выяснилось, что проектную документацию автомобиля, получившего имя «Веги», привезли с собой и передали совместному КБ два конструктора, перешедшие на работу в «ТагАЗ-Корея» из GM. Надо заметить, американцы какое-то время присматривались к ТагАЗу в расчете наладить партнерство на собственных и скорее всего, достаточно кабальных условиях. Однако дальше дело не пошло.

Помимо прочего, неприятная история с GM стала своего рода прологом к будущей драме ТагАЗа. В том же 2009 году на заводе все громче стали проявляться первые признаки неблагополучия. Руководство завода вместе с властями Таганрога и области обратились за поддержкой в федеральный центр. На ТагАЗе побывал тогдашний вице-премьер Виктор Христенко. Он в федеральном правительстве курировал промышленный комплекс. Однако решения, которое бы радикально повлияло на финансовую ситуацию на предприятии, найдено так и не было. И тогда руководство завода не придумало ничего лучшего, как пойти по пути банкротства предприятия. Как сегодня мы можем видеть, именно эта позиция исключила для завода любую возможность выхода из тяжелой ситуации.

Что же касается обнаруженных сейчас признаков преднамеренного банкротства, то за это собственники ТагАЗа вполне могут понести административное или даже уголовное наказание. Мера такого наказания предусмотрена статьей 196 Уголовного кодекса и статьей 14.12 КоАП.

ТагАз вчера и сегодня.jpg

ТагАЗ вчера. И сегодня... 

С историей банкротства ТагАЗа можно ознакомиться здесь. редусмотрена