Жители города Гуково взбудоражены счетами из электросетей. Теперь в калькуляции, помимо собственно оплаты за потребленную в квартире электроэнергию, появились еще две позиции: потребление энергии в местах общего пользования и общедомовые потери. Именно общедомовые потери и стали причиной негодования населения.
Фото/Видео: Евгений Гаркушев
Практически в каждом дворе люди обсуждают полученные недавно квитанции и возмущаются «неведомо откуда взявшимся долгом».
Подобная ситуация складывалась пару лет назад с водой. Местный «Водоканал» начислил гражданам, пользующимися счетчиками воды, долги по пять десять тысяч рублей, надеясь таким образом погасить долг перед поставщиками воды, образовавшийся в результате неплатежей и утечек. Но тогда решение о взыскании долгов было отменено прокуратурой, и жители так ничего и не заплатили. Сейчас многие гуковчане проводят параллели между долгами за воду и долгами за потери электричества, и погашать их не спешат.
Долги не то, чтобы огромные, как в случае с водой, но все же приличные. Двести, триста, шестьсот рублей. Для многих жителей, особенно пенсионеров, суммы вполне ощутимые. Да и перспектива платить ежемесячно почти сто рублей за «потери» не радует гуковчан.
Как известно, на вводе в каждый многоквартирный дом имеется счетчик. Его показания и являются основанием для предъявления жильцам счета. Как пояснили в электросетях, согласно постановлению Правительства России № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», пункт 22, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Дом общая собственность жильцов, и, по логике ресурсоснабжающей организации, куда девается электричество после того, как оно поставлено на ввод, должно волновать жильцов и нанятую ими управляющую компанию. Проблема в том, что потери, как правило, очень велики.
Причины потерь могут быть самыми разными. Это и некачественная, греющаяся проводка, и незарегистрированные точки подключения, в которых потребляется энергия, и банальное воровство энергии жителями отдельных квартир. Представители электросетей на все заявления граждан отвечают: заставляйте управляющую компанию менять проводку, ловите воров. Мы поставляем конкретное количество электроэнергии и берем плату за поставленную энергию, ни больше, ни меньше. Вы собственники дома, разбирайтесь между собой.
Но ведь и жильцы, хоть и являются коллективными собственниками дома, не имеют навыков детективной работы. Управляющая компания, возможно, и решит заменить внутридомовую проводку только когда это будет? А деньги платить нужно уже сейчас!
Жители надеются, что долги за «потери» взысканы не будут. Но сейчас при оплате за потребленное электричество платеж автоматически учитывается как погашение долга, а текущие показания счетчика лишь увеличивают общий баланс. Таким образом, почти все должны электросетям
Разумеется, решать проблему с потерями электроэнергии нужно. Но как сделать это максимально безболезненно для потребителей? Не секрет, что поставщики электричества, как называют их в народе, «дети Чубайса», совсем не бедствуют. И проблемы их решаются проще, чем у других поставщиков: если воду в квартире отключить нельзя, то электричество запросто. Может быть, все же стоит искать компромиссы, вести разъяснительную работу среди жильцов, реструктурировать долги? В любой стране, в том числе и в нашей, за все так или иначе платит население если не напрямую, то налогами, повышениями тарифов, штрафами. Хотелось бы, чтобы распределение платежей было справедливым.