Жители города Гуково взбудоражены счетами из электросетей. Теперь в калькуляции, помимо собственно оплаты за потребленную в квартире электроэнергию, появились еще две позиции: потребление энергии в местах общего пользования и общедомовые потери. Именно общедомовые потери и стали причиной негодования населения.

Практически в каждом дворе люди обсуждают полученные недавно квитанции и возмущаются «неведомо откуда взявшимся долгом».

Подобная ситуация складывалась пару лет назад с водой. Местный «Водоканал» начислил гражданам, пользующимися счетчиками воды, долги по пять — десять тысяч рублей, надеясь таким образом погасить долг перед поставщиками воды, образовавшийся в результате неплатежей и утечек. Но тогда решение о взыскании долгов было отменено прокуратурой, и жители так ничего и не заплатили. Сейчас многие гуковчане проводят параллели между долгами за воду и долгами за потери электричества, и погашать их не спешат.

Долги не то, чтобы огромные, как в случае с водой, но все же приличные. Двести, триста, шестьсот рублей. Для многих жителей, особенно пенсионеров, суммы вполне ощутимые. Да и перспектива платить ежемесячно почти сто рублей за «потери» не радует гуковчан.

Как известно, на вводе в каждый многоквартирный дом имеется счетчик. Его показания и являются основанием для предъявления жильцам счета. Как пояснили в электросетях, согласно постановлению Правительства России № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам», пункт 22, собственники помещений в многоквартирном доме несут обязательства по оплате коммунальных услуг, исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета. Дом — общая собственность жильцов, и, по логике ресурсоснабжающей организации, куда девается электричество после того, как оно поставлено на ввод, должно волновать жильцов и нанятую ими управляющую компанию. Проблема в том, что потери, как правило, очень велики.

Причины потерь могут быть самыми разными. Это и некачественная, греющаяся проводка, и незарегистрированные точки подключения, в которых потребляется энергия, и банальное воровство энергии жителями отдельных квартир. Представители электросетей на все заявления граждан отвечают: заставляйте управляющую компанию менять проводку, ловите воров. Мы поставляем конкретное количество электроэнергии и берем плату за поставленную энергию, ни больше, ни меньше. Вы собственники дома, разбирайтесь между собой.

Но ведь и жильцы, хоть и являются коллективными собственниками дома, не имеют навыков детективной работы. Управляющая компания, возможно, и решит заменить внутридомовую проводку — только когда это будет? А деньги платить нужно уже сейчас!

Жители надеются, что долги за «потери» взысканы не будут. Но сейчас при оплате за потребленное электричество платеж автоматически учитывается как погашение долга, а текущие показания счетчика лишь увеличивают общий баланс. Таким образом, почти все должны электросетям…

Разумеется, решать проблему с потерями электро­энергии нужно. Но как сделать это максимально безболезненно для потребителей? Не секрет, что поставщики электричества, как называют их в народе, «дети Чубайса», совсем не бедствуют. И проблемы их решаются проще, чем у других поставщиков: если воду в квартире отключить нельзя, то электричество — запросто. Может быть, все же стоит искать компромиссы, вести разъяснительную работу среди жильцов, реструктурировать долги? В любой стране, в том числе и в нашей, за все так или иначе платит население — если не напрямую, то налогами, повышениями тарифов, штрафами. Хотелось бы, чтобы распределение платежей было справедливым.