(Продолжение темы. Начало — 12 мая в №160. Материал «На соседа — с топором»)
Ссылаясь на постановление правительства РФ №307 от 23.05.2006 г., согласно которому посреднические схемы между ресурсоснабжающими и управляющими организациями должны быть заменены на более простые, поставщики и управленцы заключают агентский договор на сбор денежных средств и осуществление расчетов друг с другом. Так получилось, что полигоном для таких отношений между управленцами и поставщиками ресурсов стал Гуково: большинство управляющих компаний города несколько лет назад заключили агентские договоры.
В чем профит?
Это уже опробованный в других областях России способ: по агентскому договору собирают с жильцов средства за коммунальные услуги, в обход счетов УК, сами ресурсоснабжающие организации (РСО). Выгода РСО «живые» деньги за поставленные воду или тепло плюс агентская плата от управленцев за услугу «снятие показаний с приборов учета» (по Жилищному кодексу РФ это функция управляющих компаний, входящая в графу «техобслуживание»). УК таким образом избавляются от долгов перед РСО и налоговой инспекцией: они обязаны оплачивать не только 100% выставленных поставщиком ресурса счетов, но и НДС с этих сумм вне зависимости от объема собранных с жильцов денег.
В выгоде должны бы остаться и добросовестные жильцы: все их деньги идут строго по назначению, нигде не оседая и не «теряясь». Но при всех видимых благах жители теряют самое главное: собственно управление распределением и расчетами оплаты за коммунальные услуги. Кто должен этим заниматься?
Уж точно не поставщики ресурсов они берут оплату по показаниям общедомового счетчика и любые потери раскидывают по формуле, указанной в постановлении правительства № 307.
Да и захоти они (вдруг!) выполнить не свойственные им функции и установить справедливость в конкретно взятом доме, у них не будет для этого никаких прав или полномочий. Управление расчетами, куда входят проверки показаний и работоспособности индивидуальных счетчиков, выявление «уклонистов», нелегальных потребителей и просто воров прерогатива управляющей организации, на что указывает целый раздел в Жилищном кодексе и ряде законодательных актов. Но гуковские УК «умывают руки»
Побочный эффект оптимизации
Без контроля со стороны УК и граждан поставщики ресурсов при выставлении счета самим себе нередко допускают «погрешности» (разумеется, не в пользу жителей). Получив допуск к счетам жильцов, РСО припомнило и старые «грехи»: жителям квартир стали приходит требования на оплату долгов за 2008-й и 2009 годы, которые недополучили еще в бытность работы МУП ВКХ Гуково. Жители внезапно узнали, что являются злостными должниками. Причем каким образом у них возникли эти задолженности
Не в убыток себе РСО и распределяют поступившие средства. Уже несколько раз ловили за руку снимающих показания сотрудников РСО, которые занижали показания индивидуальных счетчиков заведомо неплатежеспособных жильцов. То, что у таких жильцов «нагорело», сразу относили к общедомовым потерям и распределяли между жильцами добросовестными. Получалось, что за тех, кто ворует электричество или просто не платит, свои кровные выкладывали соседи по дому.
На этом фоне
Кто спасет?
При встрече старшие гуковских домов продемонстрировали толстенную папку ответы из всевозможных инстанций на заявления по поводу начисления оплаты за коммунальные услуги. УФАС по Ростовской области сообщает, что в соответствии со сложившейся судебной практикой управляющие организации не являются монополистами на рынке услуг по управлению общедомового имущества, поэтому их бездействие не может трактоваться как злоупотребление доминирующим положением. С другой стороны, РСО не имеют прямых договорных отношений с жителями, поэтому их злоупотребления антимонопользики также пресечь не могут.
Жилищным инспекторам передать эстафету больше некому, поэтому они выезжают и обследуют дома по заявлениям жильцов и депутатским запросам. Подтверждается многое: и завышение показаний общедомовых счетчиков фиксируется, и штрафные санкции к жильцам признаются нарушением действующего законодательства. К слову, инспекторы Государственной жилищной инспекции по РО признают незаконной и суть агентских договоров оплату за коммунальные услуги поставщикам вместо УК.
Вот только таких заявлений слишком много. Гуково стоит на третьем месте по количеству жалоб в Госжилинспекцию после Ростова и Таганрога. Если пересчитать на душу населения, получится, что мало кто из гуковчан еще не подписывался под письмом в эту инстанцию. С учетом того, что на 70 тысяч населения города здесь нет ни одного жилищного инспектора, а ближайшее территориальное отделение Государственной жилищной инспекции по Ростовской области находится в Новошахтинске, проблема с оплатой коммунальных услуг разрешится нескоро. Прошение о выделении штатной единицы в Гуково или хотя бы регулярном еженедельном приеме инспекторов на территории города главному жилищному инспектору РО Преображенскому отправляли и местные власти, и депутаты. Ответа на эти просьбы пока нет. А ведь, кроме работы со шквалом обращений, стоило бы хоть иногда проводить «профилактику» по уменьшению таких жалоб.
Проверки областной межведомственной комиссии по аудиту платежей ЖКУ обнаружили странную тенденцию: при достаточно высоком проценте сбора с населения денег за коммунальные услуги многие управляющие компании числятся в списках злостных неплательщиков ресурсоснабжающих организаций. Устанавливать, где находится разница между собранной с жильцов и перечисленной РСО суммами, теперь будет областная прокуратура. А областные поставщики коммунальных ресурсов, вооружившись этим примером, стали более настойчиво говорить о необходимости устранения управляющих организаций из ресурсоденежного обмена между поставщиками и жителями многоквартирных домов с помощью агентских договоров. Что из этого выходит, уже почувствовали в Гуково. Жильцов обирают, а управлять домами никто и не думает