(Продолжение темы. Начало — 12 мая в №160. Материал «На соседа — с топором»)

Ссылаясь на постановление правительства РФ №307 от 23.05.2006 г., согласно которому посреднические схемы между ресурсоснабжающими и управляющими организациями должны быть заменены на более простые, поставщики и управленцы заключают агентский договор на сбор денежных средств и осуществление расчетов друг с другом. Так получилось, что полигоном для таких отношений между управленцами и поставщиками ресурсов стал Гуково: большинство управляющих компаний города несколько лет назад заключили агентские договоры.

В чем профит?

Это уже опробованный в других областях России способ: по агентскому договору собирают с жильцов средства за коммунальные услуги, в обход счетов УК,  сами ресурсоснабжающие организации (РСО). Выгода РСО — «живые» деньги за поставленные воду или тепло плюс агентская плата от управленцев за услугу «снятие показаний с приборов учета» (по Жилищному кодексу РФ — это функция управляющих компаний, входящая в графу «техобслуживание»). УК таким образом избавляются от долгов перед РСО и налоговой инспекцией: они обязаны оплачивать не только 100% выставленных поставщиком ресурса счетов, но и НДС с этих сумм вне зависимости от объема собранных с жильцов денег.

В выгоде должны бы остаться и добросовестные жильцы: все их деньги идут строго по назначению, нигде не оседая и не «теряясь». Но при всех видимых благах жители теряют самое главное: собственно управление распределением и расчетами оплаты за коммунальные услуги. Кто должен этим заниматься?

Уж точно не поставщики ресурсов — они берут оплату по показаниям общедомового счетчика и любые потери раскидывают по формуле, указанной в постановлении правительства № 307.

Да и захоти они (вдруг!) выполнить не свойственные им функции и установить справедливость в конкретно взятом доме, у них не будет для этого никаких прав или полномочий. Управление расчетами, куда входят проверки показаний и работоспособности индивидуальных счетчиков,  выявление «уклонистов», нелегальных потребителей и просто воров — прерогатива управляющей организации, на что указывает целый раздел в Жилищном кодексе и ряде законодательных актов. Но гуковские УК «умывают руки»…

Побочный эффект оптимизации

Без контроля со стороны УК и граждан поставщики ресурсов при выставлении счета самим себе нередко допускают «погрешности» (разумеется, не в пользу жителей). Получив допуск к счетам жильцов, РСО припомнило и старые «грехи»: жителям квартир стали приходит требования на оплату долгов за 2008-й и 2009 годы, которые недополучили еще в бытность работы МУП ВКХ Гуково. Жители внезапно узнали, что являются злостными должниками. Причем каким образом у них возникли эти задолженности на 5-12 тысяч рублей за воду и свет, они понять так и не смогли.

Не в убыток себе РСО и  распределяют поступившие средства. Уже несколько раз ловили за руку снимающих показания сотрудников РСО, которые занижали показания индивидуальных счетчиков заведомо неплатежеспособных жильцов. То, что у таких жильцов «нагорело», сразу относили к общедомовым потерям и распределяли между жильцами добросовестными. Получалось, что за тех, кто ворует электричество или просто не платит, свои кровные выкладывали соседи по дому.

На этом фоне как-то блекло выглядит спорный вопрос с оформлением самих квитанций. Начальных и конечных показаний общедомовых счетчиков в них нет — только итог потребления за месяц. Зато даже у педантично оплачивающих счета жителей есть графы «долг» и «аванс», хотя о желании субсидировать энергопоставщика никто жильцов не спрашивал.

Кто спасет?

При встрече старшие гуковских домов продемонстрировали толстенную папку — ответы из всевозможных инстанций на заявления по поводу начисления оплаты за коммунальные услуги. УФАС по Ростовской области сообщает, что в соответствии со сложившейся судебной практикой управляющие организации не являются монополистами на рынке услуг по управлению общедомового имущества, поэтому их бездействие не может трактоваться как злоупотребление доминирующим положением. С другой стороны, РСО не имеют прямых договорных отношений с жителями, поэтому их злоупотребления антимонопользики также пресечь не могут. Нижне-Донской Ростехнадзор не уполномочен заниматься потерями в бытовых сетях или штрафовать за незаконные подключения к сетям. В компетенцию управления Роспотребнадзора по РО не входит рассмотрение вопросов о взимании дополнительной платы за электроэнергию. Областная прокуратура считает, что нарушениями Жилищного кодекса РФ сотрудниками РСО и УК должны заниматься в государственной жилищной инспекции РО.

Жилищным инспекторам передать эстафету больше некому, поэтому они выезжают и обследуют дома по заявлениям жильцов и депутатским запросам. Подтверждается многое: и завышение показаний общедомовых счетчиков фиксируется, и штрафные санкции к жильцам признаются нарушением действующего законодательства. К слову, инспекторы Государственной жилищной инспекции по РО признают незаконной и суть агентских договоров — оплату за коммунальные услуги поставщикам вместо УК.

…Вот только таких заявлений — слишком много. Гуково стоит на третьем месте по количеству жалоб в Госжилинспекцию после Ростова и Таганрога. Если пересчитать на душу населения, получится, что мало кто из гуковчан еще не подписывался под письмом в эту инстанцию. С учетом того, что на 70 тысяч населения города здесь нет ни одного жилищного инспектора, а ближайшее территориальное отделение Государственной жилищной инспекции по Ростовской области находится в Новошахтинске, проблема с оплатой коммунальных услуг разрешится нескоро. Прошение о выделении штатной единицы в Гуково или хотя бы регулярном еженедельном приеме инспекторов на территории города главному жилищному инспектору РО Преображенскому отправляли и местные власти, и депутаты. Ответа на эти просьбы пока нет. А ведь, кроме работы со шквалом обращений, стоило бы хоть иногда проводить «профилактику» по уменьшению таких жалоб.

Проверки областной межведомственной комиссии по аудиту платежей ЖКУ обнаружили странную тенденцию: при достаточно высоком проценте сбора с населения денег за коммунальные услуги многие управляющие компании числятся в списках злостных неплательщиков ресурсоснабжающих организаций. Устанавливать, где находится разница между собранной с жильцов и перечисленной РСО суммами, теперь будет областная прокуратура. А областные поставщики коммунальных ресурсов, вооружившись этим примером, стали более настойчиво говорить о необходимости устранения управляющих организаций из ресурсоденежного обмена между поставщиками и жителями многоквартирных домов с помощью агентских договоров. Что из этого выходит, уже почувствовали в Гуково. Жильцов обирают, а управлять домами никто и не думает…