26 марта Алефтина Григорьевна Семушина, пенсионерка, бывшая учительница, зашла в ванную комнату. У нее теплилась надежда: а вдруг именно сегодня произойдет чудо, и из крана пойдет горячая вода?

Чудо не произошло. Вода почти холодная. Но мыться-то, простите, нужно! Собрав всю силу духа, пенсионерка встала под душ и терпеливо вынесла пытку холодной водой. А через три дня схватило почки, и пожилая женщина, которой и так трудно выходить из квартиры, оказалась надолго прикована к постели.

Такому издевательству на протяжении вот уже двух десятков лет подвергаются десятки семей, проживающих в доме №163 по ул. Дзержинского в Таганроге. Все началось еще в 1992 году, когда этот 9-этажный дом был передан от заводского ЖКО муниципальной Службе единого заказчика (СЕЗ). В те годы очень энергично реформировали коммунальную инфраструктуру Таганрога и, разумеется, хотели сделать как лучше. Но получилось «как всегда». За 20 лет в таганрогской СЕЗ поменялся не один начальник, затем поменялось название самой службы, потом на смену муниципальной организации пришли управляющие компании, а дом №163 так и не избавился от своих многочисленных коммунальных проблем. Как не было горячей воды, так и нет, как шли перебои с подачей тепла, так они и продолжались. Годами владельцы квартир на девятом этаже с ужасом ожидают дождя, опасаются весеннего таяния снега. Когда это происходит — только успевай подставлять кастрюли, тазики и ведра! Через прорехи лопнувшей крыши вода течет прямо в квартиры и подъезды. Сколько за эти годы было написано жалоб, обращений в самые разные инстанции! А воз и ныне там.

Как утопающие сами себя спасали

Может быть, дом такой несчастливый? Алефтина Григорьевна Семушина вспоминает, что 32 года назад, когда многоэтажку сдали в эксплуатацию, сразу обнаружились просчеты проектировщиков и упущения строителей. Дом строился аврально, как тогда называлось — хозспособом. Конечно, новоселы были рады и такому жилью, каждый взялся ремонтировать собственную квартиру. До общих коммуникаций и проблем всего дома первоначально руки не дошли. Когда же потекли крыша и трубы, заниматься этими заботами оказалось некому: жильцы среднего возраста — на работе, остаются только дети и старики. Как-то само собой получилось, что Алефтина Григорьевна и еще две женщины без всякого официального оформления взяли на себя роль старших по подъездам. Семушина, бывший преподаватель обществоведения, подошла к этим обязанностям ответственно и грамотно. На ее плечи, по сути, свалилась вся переписка с коммунальными службами, взаимодействие с депутатами, с представителями городской власти. Она еще и человек такой — не может равнодушно наблюдать, как дом приходит в негодность.

— У ветерана Великой Отечественной войны в квартире на верхнем этаже протекала крыша, — рассказывает Алефтина Григорьевна. — Куда ни обращались, никакой помощи! Тогда я сама позвонила в приемную мэра Таганрога: «Вам не стыдно, что герой войны живет в таких условиях?!» Сразу нашлись желающие оказать помощь ветерану!

Семушина добилась, чтобы во дворе дома спилили полтора десятка старых полусгнивших деревьев, позаботилась о том, чтобы на газонах появились цветочные клумбы, и нередко сама ухаживает за насаждениями, поливает их, хотя это ей затруднительно по здоровью. Когда в 2009 году жильцы дома были поставлены перед необходимостью выбрать управляющую компанию, Семушина не поленилась найти текст соответствующего закона, разузнать как можно больше об управляющих компаниях, которые предлагают свои услуги в Таганроге. «Жильцы решили проголосовать за то, чтобы нашим домом управляла ООО УК «ЖЭУ», — вспоминает Алефтина Григорьевна. — Нам тогда казалось, что сделан самый правильный выбор: это была одна из немногих организаций, имевших опыт и технические возможности, чтобы обслуживать такой проблемный дом, как наш. Теперь мне кажется, что мы ошибку совершили».

Работа над ошибками

Алефтина Григорьевна не склонна однозначно отрицательно оценивать работу той УК. По ее мнению, УК «ЖЭУ» определенные задачи решила, но с застарелыми проблемами дома так и не справилась.

— Взять, например, ремонт кровли, — высказывает мнение Семушина. — Я неоднократно говорила руководителю компании Ирине Токаревой, что необходимо сначала расчистить завалы мусора, которые образовались еще с 90-х годов. Когда приступили к ремонту крыши, выяснилось: необходимо сначала исследовать, что с ливнестоками. Стены в подъездах разрушили, а дальше? Осенью и во время оттепели вода потоками полилась в четвертый подъезд, во втором подъезде заливало электрический щит. В итоге и крыша не отремонтирована, и в подъездах аварийная ситуация.

Словом, когда в начале весны этого года в доме №163 появились представители другой управляющей компании — ООО УК «ЖКО» — жильцы недолго сомневались и проголосовали, чтобы сменить эксплуатационную организацию. Семушина и на сей раз подошла к решению со всей ответственностью: обзвонила старших домов, которые уже сотрудничают с ООО УК «ЖКО», выяснила их мнение об этой компании. Сама активно участвовала в сборе подписей в своем подъезде. Но недоверие после стольких лет безрезультатного сотрудничества с разными коммунальными службами все же оставалось. Отношение к новой компании изменилось после одного недавнего эпизода. Всю прошедшую зиму в доме были перебои с отоплением. Температура в квартирах не поднималась выше 16 градусов. 2 апреля Алефтине Григорьевне позвонили жильцы с 9-го этажа — опять нет тепла! Семушина дала телефон новой управляющей компании — ООО УК «ЖКО». Через короткое время к Алефтине Григорьевне пришел специалист: «Я по вызову. Что произошло, какие проблемы?» «Вы в подвал не попадете, там организовали склад продуктового магазина», — предупредила Семушина. «Разберемся!» — последовал ответ. Уже к вечеру Семушина почувствовала — в квартире становится теплее. Пощупала батареи — горячие! В этой ситуации новая УК хорошо себя показала, проблему решила. Понравилось и то, что уже на третий день после выбора новой управляющей компании на стене дома в общедоступном месте появился информационный щит с подробной информацией об УК «ЖКО», с телефонами служб и директора.

Взял дом — крепись, дал слово — держись

Руководитель УК «ЖКО» Максим Ефимов уже в курсе проблем дома №163, который его компания взялась обслуживать.

— С подачей тепла там ситуация непростая, хотя и типичная для Таганрога, — рассказывает он, одновременно, для наглядности, рисуя на листке бумаги схему теплоснабжения. — Теплоноситель поступает от заводской котельной, а горячая вода для бытовых нужд подается с ЦТП (центрального теплообменника), который находится в ведении муниципального предприятия «ЖЭУ». Сейчас у этой организации большие проблемы: недавно сменилось руководство, есть многомиллионные убытки, по сути, предприятие на грани банкротства. Мы пытаемся добиться допуска к ЦТП, знаем, что там имеются неполадки с оборудованием, но «ЖЭУ» нас не пускает. Будем обращаться в суд, а пока выполним перерасчет для жильцов дома №163 в сторону понижения платы за горячую воду, поскольку поставщик — МУП «ЖЭУ» — не обеспечивает установленного договором температурного режима.

Максим Ефимов твердо пообещал, что к концу лета (ориентировочно в августе) его организация займется и ремонтом кровли: привлечет надежного подрядчика, а если понадобится, вложит собственные средства компании. Хотя, как рассказал директор, проблем у управляющих компаний в Таганроге — целое море. Первое — это неясность перспектив и нестыковки в законодательстве, регламентирующем деятельность УК. «Сегодня вложишь миллион рублей собственных средств, а завтра по чьему-то капризу меняется ситуация, и деньги выброшены на ветер», — сетует Ефимов. Есть серьезные проблемы во взаимоотношениях с организациями, поставляющими ресурсы. Например, УК взимают с жильцов плату за горячую воду, исходя из показаний индивидуальных счетчиков. А организация, поставляющая горячую воду, выставляет управляющим компаниям счета, исходя из ведомственных нормативов, которые заведомо выше собранных сумм.

Конечно, новой компании нужно еще показать себя, выполнить все обещания, чтобы доверие жильцов дома №163 завоевать. Будет ли так, время покажет. Ну а пока Алефтина Григорьевна заходит в ванную комнату, открывает горячую воду и понимает — до окончательной победы над ужасом коммунальных проблем дома №163 еще далеко…