Явление действительности, обозначаемое тремя буквами ЖКХ, сегодня фактически прибавилось к двум извечным российским бедам.

Навсегда покончить с «непонятками» отрасли, сделать жизнь всех пользователей жилищно-коммунальными услугами по-настоящему комфортной, показать на примере своей организации, как надо работать в ЖКХ, около десяти лет назад решили руководители управляющей компании «ТЭП-ГАЗ» из Сальска.

Созданная ими система сегодня успешно действует не только на городской территории, но и в ряде населенных пунктов района. И, признаться, производит очень сильное впечатление даже на видавшего виды репортера, которому довелось побывать и в центре подготовки космонавтов, и на сверхсекретных полигонах.

С «сердцем» управляющей компании — ее единым диспетчерским центром — меня знакомит руководитель компании Сергей Деев. Отсюда, объясняет он, осуществляется учет, контроль и управление энергоресурсами на различных объектах Сальского района. В их числе — 15 многоквартирных домов в городе, местные учреждения социальной сферы, школы поселка Гигант, села Новый Егорлык. Все параметры выводятся на цветной монитор диспетчерской в режиме онлайн.

— Сегодня очень много толкуют о модернизации, а мы сами себе поставили конкретную задачу — не говорить, а искать самый оптимальный и верный путь внедрения ее в практику, — рассказывает Сергей Викторович. — Одна из главных наших целей — сделать сферу ЖКХ абсолютно «прозрачной». Без этого не получишь доверия потребителей…

Многопрофильному предприятию «ТЭП-ГАЗ» около двадцати лет. Создано оно отцом и сыном Деевыми. Старший Деев, Виктор Борисович, — учредитель предприятия и его технический директор. Главным направлением семейной деятельности поначалу была газификация, перевод местных котельных с твердого топлива на газ. Потом переключились на автоматизацию, разработку и строительство нефтеперерабатывающих предприятий. Сфера ЖКХ стала третьим этапом семейной производственной биографии.

Техническая база компании также производит впечатление. Один только механический участок по сути — целый завод. Еще есть отдел электрики с различными стендами проверки и настройки электротехнического оборудования, приборов, датчиков давления. «ТЭП-ГАЗ» является сервисным центром газового оборудования одной из ведущих западных фирм и таким же центром Саратовского завода газоанализаторов. При необходимости специалисты компании готовы оснащать ими жилые многоэтажки, производственные помещения. В штате предприятия около тридцати специалистов. В основном, это квалифицированные профессионалы со среднетехническим и высшим инженерными образованиями.

Год назад компания взяла в управление многоквартирный дом на улице Севастопольской в центральной части Сальска. «Управленцы» задумали на этом объекте выполнить пилотный проект по оснащению всех квартир приборами учета горячего, холодного водоснабжения и электроэнергии со съемом данных дистанционно. Уже заменили насосную станцию на автоматическую, и проблемы с водоснабжением ушли в прошлое. Насосы при этом теперь менее энергоемкие, экономичные. Установлен индивидуальный домовой тепловой пункт. Система регулировки автоматически подает запрограммированное тепло, обеспечивающее температуру в квартирах 22-24 градуса при любых погодных условиях. Ни одного сбоя за минувший холодный сезон не случилось. «Пилотный» дом отличается от обычных даже внешне. Подъезды оснащены светодиодными лампами. Внутридворовое освещение запрограммировано, в зависимости от продолжительности светового дня оно автоматически управляется диспетчерским центром.

Сергей Викторович подробно рассказывает о предстоящем сооружении на территории двора специальной современной экопарковки, селективном сборе бытовых отходов, будущей диспетчеризации лифтов.

— Было бы очень здорово, если бы в вопросе оснащения приборами учета этого объекта нам оказали помощь на областном уровне, — говорит он, когда мы прощаемся. — Разной степени «умные» дома сегодня в России встретить можно, но подобной нашей действующей проверенной схемы управления жизнеобеспечения с единым диспетчерским пунктом еще нет нигде. Потому Дон может показать всей стране пример настоящей модернизации жилищно-коммунального хозяйства. Жаль терять такую возможность.