Совет дома по ул. Бабушкина, 54а в Таганроге появился даже раньше, чем этого потребовал закон. Дом после неудачного капитального ремонта надо было срочно спасать. Получив не только одобрение соседей, но и официальное право представлять интересы всех  жителей, активисты взялись за дело — и преуспели. О секретах своей работы рассказывает председатель совета дома Ирина Трофимова.

Достучаться до управленцев

По словам Ирины Михайловны, поначалу отношения с управляющей компанией у совета дома не складывались. Безрезультативные встречи, размытые обещания и отписки… Активисты начали жаловаться «по инстанциям». Когда дошли до госжилинспекции и губернатора, в УК поняли: дешевле будет сотрудничать.

— Сейчас раз в два-три месяца прихожу на личный прием, который фиксирует особый протокол. Моя личная  разработка: по сути, это план работы по дому с конкретными сроками. Предложения  — от совета дома, а директор напротив каждого пункта пишет необходимые действия и определяет такие сроки, чтобы не было срывов.

Если ту или иную проблему не можем решить на уровне директора УК, то отправляем письма в госжилинспекцию, в городскую администрацию, губернатору  — стучимся во все двери.

— Какой вариант «стука» наиболее эффективен?

— Контроль за каждым видом выполненных работ, жалобы, заявления, личные встречи — все действует в совокупности. Как говорится, «стучите и отворят вам».

Кто музыку заказывает?

По мнению жителей этого дома, главное — не сидеть, сложа руки. Например, последние работы по дому: освещение и уличные «кобры» на фотоэлементах установили исключительно по их инициативе. Каким образом?

— Механизм прост. Я взяла объявления фирм, которые предлагают электромонтажные работы, встретилась с ними, объяснила, чего мы хотим. В каждой мне составляли смету. Со сметами я пришла на прием к директору УК, и вместе мы выбрали подходящий вариант. Акты выполненных работ подписал совет дома, управляющая компания перевела деньги.

— На светильники и «кобры» жильцы отдельно скидывались?

— Зачем? В квитанции есть графа  «текущий ремонт», на эти деньги сами собственники планируют работы на весь год. Основное — на общем собрании, детали обговариваем уже советом дома. Тут, главное, не требовать все сразу, а вместе с управляющей компанией составить бюджет на текущий год.

В этом году хватило не только на светильники: мы еще два окна в подъезде установили.

Со смены окон в прошлом году все и началось. Я нашла фирму, согласившуюся выполнить все пожелания жильцов. В итоге получилось почти в два раза дешевле, хотя остановили мы свой выбор на одной из самых дорогих компаний в городе.  С тех пор так и повелось: все наши просьбы мы подтверждаем уже готовым коммерческим предложением, управляющей компании остается только заключить договор с подрядчиком.

— Разве это не работа УК?

— Но и право жителей! Мы можем подобрать именно тот вариант, что нас устраивает по всем деталям.

— Управляющая компания от вашего совета дома, наверное, рыдает…

— С прошлым директором УК «Северное» мы найти общий язык не смогли. А вот с новым — поняли друг друга. Беспокойства, конечно, наш совет дома доставляет немало. Но ведь им тоже так работать проще: мы идем на диалог, согласны помогать.

— Как вы считаете, почему жители вынуждены постоянно следить за действиями управляющей компании? Мы же и так платим…

— Потому что у нас сфера ЖКХ работает по иному принципу, чем потребительский рынок. В ЖКХ жители сначала платят управляющей компании деньги за ремонт и содержание, а потом уже требуют от нее выполнения этих работ. Но когда деньги УК уже получила, какой у нее интерес выполнять свои обязательства?

С другой стороны, мы не всегда можем сэкономить — отказаться от вроде как лишних работ. Есть постановления Правительства РФ, строительные и санитарные нормы,  которые обязывают УК, например, чистить крышу от снега или подметать двор. А собственники должны это оплачивать вне своего желания.  У управленцев опять же нет стимула полностью выполнять эти работы, ведь они в любом случае получат деньги.

Так и получается — мы и платим, мы и контролируем, как эти деньги используются. 

Персона председателя

— Должность председателя совета дома, наверное, требует каких-то особых знаний?

— Скорее — личных качеств. Настойчивость, можно даже сказать, упрямство. Осознание того, что твой дом не заканчивается пределами личной квартиры. Конечно, стоит разобраться в основных законах: Жилищном и Гражданском кодексах, правилах расчета коммунальных услуг. Не помешает знание принципов деловой переписки: куда и как нужно писать, как оформлять документы. Но  просто теорией не обойтись — понять принципы работы по управлению домом можно только на личном опыте.

— Как простому жителю, решившему стать председателем совета дома, изучить такой пласт законов и актов?

— Лично я часто хожу на обучающие семинары — сейчас такие существуют при многих муниципалитетах.  Буквально напросилась на совещания по ЖКХ в городской администрации. Организовала клуб председателей советов многоквартирных домов: сейчас нас около сотни. Обмениваемся идеями, открытиями. Завела группу в социальной сети «Вконтакте», там выкладываю все, что накопала по теме ЖКХ или услышала на совещаниях в мэрии (интернет-адрес http://vk.com/public35681130, вход свободный для всех желающих — Л.М.).

— Если не секрет, сколько вы за эти хлопоты получаете?

— Лично я работаю председателем совета дома на добровольных  началах. Жильцы нашего дома скидываются по десять рублей в месяц — на хознужды: это деньги на бумагу и заправку катриджа принтера. Или, например, на банку краски, чтобы подкрасить мелкие трещины в подъезде. За каждый рубль, разумеется, отчитываемся.

Некоторым председателям совета работу оплачивают, но этот момент сейчас законодательно не определен — возникает много проблем.  По идее, жители на общем собрании назначают совету дома зарплату — по их решению это или дополнительный взнос, или средства берутся из графы «текущий ремонт». Функция управляющей компании в этом вопросе — просто перечисление указанной суммы со счета дома.

Но многие УК без отдельного договора отказываются это делать. А в нем выставляют требования к председателю совета как к собственному сотруднику. На одном из заседаний клуба председателей советов домов моя коллега показала предложенный ей вариант.  По этой бумаге всего за тысячу рублей в месяц она обязана  «принимать меры общественного воздействия за неоплату ЖКУ, вести прием и оказывать консультативную помощь жильцам, предоставлять в УК сведения о наличии нежилых помещений»… Получается, что платят председателю жильцы, а ее обязывают выполнять непосредственные функции управляющей компании.

Работа председателя совета дома тяжелая, отнимает много сил и времени — она должна вознаграждаться. Но я считаю, что на «подкорме» от управляющей компании совет дома быть не должен. Именно сами жители должны решить, сколько и как они будут платить представителю их интересов.