Сколько живу в Таганроге, не помню такого. После сильнейшего снегопада с сильнейшим же северо-восточным ветром утром 29 января город оказался в снежно-ледовом плену. То есть абсолютно.
К середине дня и ближе к вечеру на улицах появились такси. Обрадованные горожане попытались ими воспользоваться, но не тут-то было — цены на проезд выросли в 10-15 раз! За поездку от главного вокзала на улицу Свободы с одной моей знакомой запросили 1500 рублей, хотя раньше можно было добраться за 100 рублей. То ли индивидуальные извозчики решили «рубить капусту», пока в Таганроге транспортный коллапс, то ли поступила установка со стороны некоторых владельцев таксомоторных компаний, непонятно. Но в этой тяжелой ситуации некоторые таксисты показали себя с весьма неприглядной стороны.
Ближе к середине дня люди, зажатые в занесенных снегом дворах и домах, поняли, что их никто откапывать не будет. И начали потихоньку выходить с лопатами на улицу, пытаясь пробиться из снежных заносов самостоятельно. Я был свидетелем такой картины: на одной из второстепенных улиц, полностью занесенной сугробами, двое молодых людей решили проложить колею для проезда автомобилей. Один, надрывая мотор своей машины, трамбовал снег, другой спереди расчищал дорогу. Так они постепенно продвинулись от одного конца улицы в другой, а по проложенным колеям уже пошли люди. За все это время не появилось ни одного дворника, хотя, скорее всего, такие работники где-то числятся и даже, наверное, зарплату получают.
Вскоре стало ясно, что коммунальные службы не могут сами справиться со стихией. От городских властей поступило обращение к предприятиям: помогите, если есть возможность, техникой, людьми, чтобы расчистить хотя бы основные магистрали. Как выяснилось, к борьбе со снежной стихией лучше всего оказались подготовлены старые добрые муниципальные предприятия. Например, Таганрогское трамвайно-троллейбусное управление. Здесь была хоть какая-то слаженность и результативность, электротранспорт первым появился на улицах.
То, что произошло в Таганроге, к сожалению, показывает: серьезному природному катаклизму городские власти эффективно противостоять не могут. Снегопад продолжался двое суток, и жизнь в городе практически замерла. А если бы снег с такой же интенсивностью шел несколько дней подряд, что вовсе не исключается? Это могло стать настоящей трагедией — вплоть до пустых полок в магазинах, паники населения и нарушения работы систем жизнеобеспечения. В эти дни из администрации поступают сообщения, что работы по расчистке снежных завалов и восстановлению нормальной жизни ведутся круглосуточно. Хочется верить, что это так. Но то, что творится на улицах, пока свидетельствует: до победы еще далеко. Где же вся эта чудесная эффективная техника, о наличии которой нам неоднократно с помпой сообщали? Где отряды дворников? Где слаженная работа всех подразделений, городских служб, промышленных предприятий, как это было в те же советские времена? Когда готовился этот материал, Таганрог все еще занесен снегом, и спасти его не удается.
P.S. Вечером 31 января, на третий день после обрушения стихии на Таганрог, в городской администрации собрали журналистов. Первые лица сообщили, что ситуация в целом взята под контроль, очищена большая часть городских улиц, транспорт наконец вышел на маршруты практически в полном объеме. На тротуарах работают 300 дворников. Но восстановление нормальной ситуации дается нелегко: муниципальная техника, которая задействована в расчистке улиц, изношена. А новая техника, которая тоже имеется, не выдерживает морозов — застывает солярка. Перебои с хлебом вызваны тем, что не все торговые предприятия готовы принимать хлебную продукцию, выпеченную в Таганроге. Хотя производство хлеба местные предприятия на период чрезвычайной ситуации увеличили почти вдвое. Установлены факты, что в Таганроге цену буханки хлеба пытались повысить до 100 рублей. С этим будут разбираться правоохранительные органы. Как подтвердили представители власти, стихия выявила серьезные проблемы в транспортной отрасли Таганрога. Предприятия маршрутных такси, которые преобладают в городе, так и не смогли предоставить в первые дни автобусы в достаточном количестве, из-за чего возник транспортный коллапс.