Дата публикации:
21 мая 2015 г.
Если зайти в подъезды многоэтажек поселка Гигант Сальского района, не сразу понимаешь, на что жители жалуются: новые двери, чистые подъезды, везде энергосберегающие лампочки... «На это «ловятся» все проверяющие, – вздыхают активисты. – Они ожидают увидеть грязь и разруху. Но мы же не хотим жить в свинарнике – сами убираем, красим, даже двери ставим за свой счет. А вот следов деятельности управляющей компании вы не найдете».
1179
Реальные деньги за виртуальные услуги
Злостных неплательщиков среди поселян – немного, поэтому средства на счетах домов есть. Однако на требования потратить их на нужды дома жителям отвечают: «эти деньги – виртуальные»: мол, средства уже расписаны по обязательным работам.
Но виртуальными чаще становятся эти самые работы. И регулярные очистки крыш от снега, и «установка и разборка строительных лесов» есть только в калькуляциях, которые удалось буквально вырвать у компании – информацию просто скрывают!
– Если что и делают под нашим прессингом, то как в издевку. Поставили решетки в подвалах – уже ржавые. Поменяли перила в подъезде – некрашеные и бракованные, причем поставили два, а списали 15, – перечисляет последние «подвиги» управленцев старшая дома по ул. Красная, 20 Галина Ивановна. – В разгар зимы под давлением прокуратуры сделали «утепление подъезда»: заменили несколько стекол, прибили их обломками реек разных цветов, явно снятых со старых окон – на этом «утепление» и закончилось. Зато сняли со счета дома за это по полной.
Попытка рассчитать персональный тариф под нужды каждого дома провалилась: ответа на решение общедомовых собраний из УК так и не получили. Вариант привлечь правоохранительные органы к поиску средств, сдаваемых на техобслуживание, тоже не сработал: аудиторская проверка затрат на содержание только трех домов в Гиганте идет уже четвертый месяц. Многоэтажки Гиганта быстро превращаются в развалины: из-за хронически затопленных подвалов и текущих крыш по стенам некоторых домов пошли трещины.
Ради объективности журналисты «НВ» побывали не только в домах активистов поселка – почти день колесили по всему Гиганту. На вопрос: «Что сделала ваша управляющая компания за последний год?» ни один из наших собеседников ответить не смог, как и назвать дату последнего отчета УК.
Уже все сделали, только прочтите!
Жители Гиганта уже написали не одну жалобу в государственную жилищную инспекцию РО. Но вытребовать визит инспектора в их поселок удалось лишь спустя два месяца после личного приема у руководства ГЖИ РО. Спасения это не принесло: после многочисленных совещаний и выходов на особенно проблемные дома в итоге на свет появилось лишь предписание с перечнем частичных, по мнению активистов, нарушений. Впрочем, на этом все и закончилось.
Потратив на переписку еще несколько месяцев, в конце марта этого года очередной гонец лично доставил в Ростов очередное заявление от жителей Гиганта. К этому заявлению добавили приложение. Здесь, на девяти страницах, подробно расписаны все системные нарушения управляющей компании: более двух десятков пунктов с указанием фактов, нарушенных статей Жилищного и Гражданского кодексов и ссылками на подтверждающую документацию. По сути, за инспекторов сделали 99% их работы – остается лишь уточнить детали и поставить свою подпись. Но уже май, а реакции до сих пор нет.
«Дождитесь лицензирования»
Этот совет активисты домов слышали неоднократно. Действительно, весной этого года управленцы зашевелились – без выполнения обязательного стандарта раскрытия информации заявку на лицензию на управление домами никто и рассматривать не будет. Вывесили в офисе стенд с информацией об организации. Начали раскидывать копии договоров с УК по почтовым ящикам.
Впервые за много лет, с нарушением всех возможных сроков, отведенных для этого в ЖК РФ, но все-таки выложили на сайте УК «Факел» и отчеты по домам. Но пояснить активистам поселка, почему в этих документах первой же строкой расходов значатся «судебные издержки», иногда превышающие оплату за техобслуживание, не посчитали нужным. Как и смысл многократно повторяющейся строки в общегодовом бухгалтерском отчете «расходы на услуги сторонних организаций»: кому и за что – непонятно.
Изучив вместе с жильцами качество «стандарта раскрытия информации» управляющей компании и спешную попытку отбиться от претензий жителей, мы задали главе Гигантовского сельского поселения закономерный вопрос: «Что вы собираетесь делать, когда эта управляющая компания не получит лицензию и тем самым будет вынуждена свернуть свою деятельность?».
– Ситуация, мне кажется, все-таки некритичная: и крупные ремонты в поселке «Факел» проводит, и график общедомовых собраний, наконец, нам предоставил... – достаточно бодро начал глава поселка Юрий Штельман, но мы настаивали на ответе. – Вы думаете, все-таки не получит? Есть в Сальске управляющие компании, но я бы не сказал, что они лучше. Например, зашел один сальский управленец в Кручено-Балковское поселение, а потом бросил «в связи с финансовой нестабильностью». Да и тариф на обслуживание задрать могут в два раза… Вы, может, уже присмотрели кого? – обратился глава к активистам, сопровождавшим журналистов.
Те хотели любую фирму, которая способна адекватно общаться с клиентами. В итоге обсуждения в кабинете главы поселения вылились в шумные и полные взаимных претензий дебаты – узнать планы муниципалитета так и не удалось.
Одни вопросы…
Как и следовало ожидать, управляющей компании «Факел» было отказано в праве на дальнейшее обслуживание жилищного фонда: лишившись лицензии, в данный момент она дорабатывает последние дни в поселке до выбора новой управляющей организации. И что теперь?
Каким образом после этого жители все-таки смогут добиться полной отчетности за уже заплаченное и вернуть не использованные на самом деле средства?
Не воспользуются ли временным отсутствием УК местные коммунальщики, чтобы взыскать долги управленцев напрямую с жильцов?
Кто поручится, что уже через месяц не возникнет ООО УК«Факел-1» с «пустой» лицензией как новая фирма, но с теми же действующими лицами? Не станет ли она в очередной раз единственным участником муниципального конкурса на управление многоквартирными домами в Гиганте?
И, наконец, куда и кому нужно еще написать, чтобы на гигантовские проблемы хоть кто-нибудь обратил внимание?!
P.S. На день публикации материала ситуация в поселке Гигант принципиально не изменилась. «На проведенном в начале мая общепоселковом собрании глава поселения предложил на замену «Факелу» муниципальное предприятие, которое вроде как в данный момент подает заявку на лицензию, – рассказали местные активисты. – Но ни предварительного варианта договоров на обслуживание домов, ни перечень услуг нам так и не предоставили. Создают очередную «шарашкину контору», которая снова будет снимать с нас деньги без каких-либо работ?».
Возмущение наших читателей вызывает и тот факт, что глава поселка Гигант забыл и данное еще в середине апреля при журналистах обещание начать переговоры с уже получившими лицензию сальскими управляющими компаниями. «Или поговорил, чтобы отвадить, – считают некоторые жители. – Потому что вроде как собирающиеся открыть в поселке филиалы фирмы почему-то резко потеряли к нам интерес. И что же нам делать теперь?».