
Почти 700 килограммов героина — улов Ростовской таможни в 2009 году. Все эти 700 тысяч доз нашли бы своего покупателя: только на учете в областном наркодиспансере состоят более 11 тысяч человек.
Фото/Видео: Аркадий Будницкий
Сами наркологи признаются, что для реальной картины эту цифру стоит умножить на 10. Почти все наркоманы находятся в самом расцвете сил от 16 до 45 лет, почти 20% из них женщины. Этих людей стараются спасать.
НЕМАЛЫЙ вклад в борьбу с наркоманией вносят служители веры, в первую очередь реабилитационными центрами. Государственных аналогов таких центров в Ростовской области нет.
Мы вырываем ребят из их круга общения, стараемся изменить их стиль жизни, рассказал Станислав Горяинов, руководитель отдела профилактики общественной организации «Ростов без наркотиков», существующей при социальном отделе
В реабилитационном центре решившиеся отказаться от наркотиков ребята «воцерковляются»: они живут в приближенных к монастырским условиях, посещают храм, наряду с психологами беседуют со священниками.
По словам Владимира Попова, главного специалиста комитета по межнациональным вопросам, религии и казачеству администрации
Если центры крупных религиозных конфессий открыты для проверок и активно сотрудничают с прессой, то что творится в подобных «монастырях» поменьше, никто, включая родственников наркомана, не знает.
Так, например, недавно в прокуратуру Ростовской области обратился житель Подмосковья, который сбежал из такого небольшого центра в Дарьевке. Бывший подопечный Церкви Исхода рассказал о невыносимых условиях и полной невозможности прервать «лечение». Проверка работы этого отделения церкви Исхода (она же благотворительная организация «Исход») прокуратурой области в селах Дарьевка и Бессергеновка выявила десятки нарушений, в том числе и насильственное ограничение свободы передвижения граждан.
Некоторые церкви в прямом смысле наживаются на чужой беде: они получают и «вступительные» за лечение от родственников наркомана, и самих наркоманов как бесплатную рабочую силу, считает руководитель таганрогского
В этом плане особой критике подвергаются центры «Преображение», где особый упор делается именно на трудотерапию. По словам бывших наркоманов, больше недели там мало кто выдерживает, а желание идти на реабилитацию в другие центры после такого «преображения» отпадает.
СИТУАЦИЯ осложняется тем, что решивших с помощью религии избавиться от наркотической привязанности
Десять лет назад, после гибели матери, Вова начал принимать наркотики. Сначала он курил «травку», потом более сильные наркотики, рассказала Нина Владимировна. В последнее время, как мог, боролся с этой напастью, постоянно ездил на лечение помогало на пару месяцев. И вдруг в июле
В ОВД Кагальницкого района Владимир Кушнарев до сих пор числится без вести пропавшим. Расплывчатая фотография и примета «родимое пятно на пояснице размером с монету» все, что осталось теперь. Нина Владимировна надеется, что ее внук жив и в данный момент находится
Но даже если он сейчас находится
Когда наркоман попадает в центр тоталитарной церкви, то становится частью ее механизма, у него появляется совершенно другая «семья», жестко комментирует эту ситуацию священник Иоанн Харченко, настоятель храма Рождества Богородицы. Если в православных и католических традициях при уходе в монастырь проверяется, не оставляет ли он в мирской жизни детей или престарелых родителей, то некоторые церкви с этим моментом никак не считаются.
Владимира Кушнарева нет в Ростовской области, он не числится ни в одном российском реабилитационном центре православной Епархии. Информацию о том, находится ли этот человек в центрах других церквей по России, получить невозможно. В первую очередь потому, что многие уходят в такие центры анонимно. Но найти в них человека не могут даже правоохранительные органы.
Само явление общественных и религиозных реабилитационных центров у нас появилось сравнительно недавно. И мы еще не выработали механизмы контроля над ними, пояснила Елена Лунина, ведущий специалист аппарата антинаркотической комиссии администрации РО. Фактически это независимые юридические объединения. И проверять их контролирующие органы без сигнала или заявления не имеют права.
ПО МНЕНИЮ специалистов, наркозависимость обитателей таких центров часто превращается в религиозависимость. Но если выбирать между ними, даже тоталитарный «монастырь» это, пускай аварийный,
Это пути ухода из реальности, считает Елена Малышкина, главврач наркологического диспансера РО. Если человек пытается избавиться от своих проблем с помощью наркотиков, он с такой же манией использует религию. Главное, что человек остается жив.
В декабре 2009 года под кураторством антинаркотической комиссии в один фронт объединились более десятка общественных и религиозных организаций области. Возможно, этот союз позволит найти для наркоманов иные, более открытые, выходы.

