
Двадцать пять лет назад в шахтинской газете появилось объявление о начале создания в городе Клуба фронтовых подруг.
Фото/Видео: Любовь Позднякова
Идея, автор которой так и остался неизвестен, нашла столь большой отклик среди горожанок, что очень скоро Клуб стал массовым, активным и заметным явлением жизни шахтерского города.
В Клуб, действительно, приходили не по разнарядке «сверху», а по собственному желанию, по велению души, уверяет фронтовичка связистка Тамара Алексеевна Белоусова. Поэтому все мы делали «с огоньком». Ни одно мероприятие в городе не проходило без нашего активного участия, не говоря уже о постоянных встречах с молодежью. Патриотической работой были охвачены все учебные заведения.
Спустя четверть века Клуб продолжает свою работу, только вот из восьмидесяти пяти фронтовичек в нем осталось всего четыре. Но, несмотря на возраст, перешагнувший восьмидесятилетнюю отметку, их попрежнему можно увидеть в разных концах города. Причем, на самых разных мероприятиях от бесед со школьниками о героизме до заседаний литературного клуба на тему любви. Там они появляются в форме, сшитой по инициативе городских властей еще в первые годы работы Клуба.
Нас всех специально возили в новочеркасскую мастерскую на примерки, вспоминает другая фронтовичка-связистка Татьяна Михайловна Столярова и показывает фотографию тех лет, на которой Клуб еще в полном составе и при полном параде.
Четыре фронтовые подруги часто встречаются, перезваниваются и признаются, что такое общение порой помогает лучше всякого лекарства.
Кажется почти невероятным, что, прошагав пол-Европы, пол-Земли в нечеловеческих условиях, они до сих пор прекрасно выглядят и сохраняют бодрость духа.
Помню, лютой зимой в степи пришлось просидеть несколько суток, вспоминает бывшая телеграфистка морзистка Татьяна Семеновна Бабинян. Лампы делали из гильз, а вместо воды использовали снег.
Мы ведь на фронт попали совсем молоденькими девчонками, плохо представлявшими себе весь тот ужас, который придется пережить, говорит Тамара Алексеевна. На двухнедельные курсы перед отправкой на фронт я приехала на высоченных каблуках, а при первом тренировочном залпе зенитки упала в обморок. Но ничего, быстро поняла, что к чему: сменила модельные туфли на сапоги, обрезала локоны Так и дошла до Берлина. Когда наш зенитноартиллеристский дивизион узнал о победе, решили накрыть праздничный стол, слепили вареники, принесли трофейный столовый набор и оказалось: многие совсем забыли, что, кроме ложек, существуют еще и вилки
Фронтовые подруги, как выяснилось, на войне ходили почти одними дорогами, но ни разу так и не пересеклись. Встретились лишь в шахтинском Клубе фронтовых подруг.
Почтальон Александра Павловна Кузнецова была на войне самым долгожданным человеком. В тяжелом вещмешке перенесла сотни весточек и посылок.
А я в выданных мне ватных штанах однажды нашла записку с адресом: «Если ты пожилой мужчина будь мне отцом, если молодой братом», вспоминает Татьяна Михайловна. Написавшая ее швея, наверно, даже и не предполагала, что эти брюки достанутся мне. Ответить ей я не смогла, потому что как раз тот район Сталинграда подвергся сильному обстрелу противника.
Фронтовичкам есть о чем поговорить с нынешней молодежью. Поэтому всем годам назло они намерены продолжать патриотическую работу.
Тем более, что ребята нас слушают Недавно после моего выступления перед школьниками подошел мальчик и протянул конфету. Это добрый знак, считает Татьяна Семеновна.

