Женский голос в телефонной трубке: «Приезжайте в Малую Лозовку — узнаете, как мы тут живем. С трассы после ее реконструкции дороги к нам не будет… Никому мы не нужны».

Поставлю памятник Деревне
Вблизи Кремля или вдали.
Поставлю памятник Деревне,
Той, что кормила Русь издревле
Дарами
матушки­-земли.
Теперь живем мы по­другому…
А.Дементьев

Самая большая беда Малой Лозовки — дороги. При согласовании  в 2006 году в проект реконструируемой автомагистрали Ростов­Москва чиновники районной администрации «забыли» включить строительство разворота на Малую Лозовку. Просто нет в проекте дороги на хутор, и все, как будто и хутора нет. А ведь раньше указатель, хотя и написанный с грамматической ошибкой, на трассе «М­4» был. От него до Малой Лозовки всего 4 км.

— Почему­то по Воронежской области на каждую деревню есть разворот или съезд. А у нас, в Ростовской, получается совсем другое государство. Мой муж интересовался причиной у дорожных строителей, они сказали: вас нет в проекте. А кто делал эти проекты, эти сметы? Их что, ни с кем в районе не согласовывали? И как дальше нашему хутору существовать? — задает резонный вопрос хозяйка местного магазина Наталья Плужникова. И она права.

Не побеспокоилось о дороге и тогдашнее руководство местного хозяйства, как это сделали другие хозяйства. А впрочем, до дорог ли им — арбитражным управляющим, временным заезжим руководителям — было: старались, не утруждая себя даже налогами, больше урвать от земли, всплошную засевая ее подсолнечником. Спросите, причем тут руководство хозяйства?

Да при том. Узнал же каким­то образом о реконструкции «М­4» алексееволозовский фермер Виктор Жевагин, земли которого расположены по обе стороны автотрассы, и добился, чтобы неподалеку от лозовского перекрестка была построена еще одна  дорогостоящая развилка.

— Неужели наши хутора — Малая Лозовка и Арбузовка — останутся отрезанными от мира? Если нанимать машину до Чертково, надо будет платить за лишние километры – до Сохрановки, где будет разворот, и обратно — к повороту на хутор, а это 12 км, а потом уже до района, — недоумевают селяне. Наверное, если б в хорошем состоянии была 3­километровая дорога, связывающая Малую Лозовку с Алексеево­Лозовкой, они бы не переживали. Но за грунтовкой нужен постоянный уход и большие деньги, чтобы нанимать технику. А для селян не новость, когда в распутицу или из­за снежных заносов в хутор не ходит рейсовый автобус, не завозится хлеб, да и в больницу  в центре поселения не добраться.

— С дорогами у нас проблема. Все обещают – в основном перед выборами, а потом забывают о хуторе и о людях. Если рейсовый автобус не пришел — надо собрать 500 рублей, чтобы нанять машину. Особенно тяжело старикам, — говорит фельдшер Татьяна Зеленина и другие жители Малой Лозовки.

А вот как видит малолозовские проблемы первый зам.главы Чертковского района Иван Нежельский: «Для того, чтобы исправить ошибку, допущенную прежним руководством района и Алексеево­Лозовского сельского поселения при согласовании документов на проектирование реконструируемой автомагистрали М­4 «Дон», я неоднократно пытался решить вопрос с руководителями различных рангов, в том числе и руководством Федерального дорожного агентства ФГУ ДСД «Центр», генеральным заказчиком реконструкции. Их ответ: «Вопросов нет, развязка нужна, но если бы нам своевременно сказали об этом… Мы удивились, что в Чертковском районе виадуки сделали в поле, где нет ни населенного пункта, ни животноводческой фермы, а село бросили. Сейчас уже проект утвержден, внести изменения невозможно. Нужно было делать это, когда шли согласования».

К сожалению, это было в 2006 году, и ни глава района, ни его первый заместитель, ни глава поселения, работавшие в то время, сейчас не работают. Спросить за их просчеты не с кого…

Глава района поставил задачу создать в районе муниципальное предприятие, которое будет изготавливать сметы, проектную документацию, как это делается в других районах области. После создания такой службы, помимо других задач, обещают решать и проблему дороги между Малой Лозовкой и Алексеево-Лозовкой.