
Проблемы беженецев, лиц без гражданства и вынужденных переселенцев оказались в центре внимания участников совещания — семинара для руководителей и обозревателей СМИ Южного и СевероКавказского федеральных округов, прошедшего в Сочи.
Фото/Видео: Елена Слепцова
Не секрет, что уже много лет эти проблемы решаются в нашей стране при активном участии Управления Верховного комиссара ООН (УВКБ ООН). И хотя в последнее время в России достаточно успешно развиваются правовые нормы, все больше приближаясь к условиям реальной жизни, проблемы все же остаются.
По самым разным оценкам, в России сегодня проживают от 500 тысяч до 1 миллиона лиц без гражданства. И это только те, кто регистрируются в ФМС. К сожалению, часто бывает, что информация, которой владеет миграционная служба, недоступна беженцам и лицам без гражданства люди не знают, к кому обращаться и что делать. Потому, считает представитель УВКБ ООН в РФ госпожа Карренброк, информацией о процедуре предоставления убежища и гражданства должны владеть не только органы ФМС, но и властные структуры, и журналисты. Есть надежда, отметила Геше Карренброк, что Россия присоединится к Международной конвенции по предотвращению появления лиц без гражданства, и тогда процесс пойдет активнее.
Решить проблемы беженцев и лиц без гражданства значит оздоровить общество, убеждена гжа Карренброк. Ведь отсутствие регистрации по месту жительства у таких лиц, которым в этом часто отказываеют владельцы арендуемых квартир, оборачивается другими проблемами. Не имея регистрации, люди лишаются элементарных социальных гарантий и доступа к медицинской помощи, что может толкнуть их на криминальный путь. И очень немногие из тех, кто ищет убежища, знают, что при наличии регистрации они имеют право на работу, минуя при этом квоту, обязательную для трудовых мигрантов. Помочь этим людям забота не только правительства, но и всего общества., считает представитель УВКБ ООН в России.
До сих пор не решены до конца и проблемы перемещенных лиц так называют тех, кто бежал из Чечни и Ингушетии в начале и середине 90х годов после двух чеченских войн и осетиноингушского конфликта в пригороде Владикавказа. Правда, число тех, кто не имеет своего дома, значительно сократилось: с полумиллиона человек в 1999 году до 56 тысяч в прошлом. Эти люди проживают в Дагестане, Чечне, Ингушетии, Северной Осетии Алании. А есть и те, кто живут сегодня в других регионах России и не считают для себя возможным вернуться в Чечню. К сожалению, отметила Геше Карренброк, российское законодательство в отношении внутриперемещенных лиц отличается от международного
Новая федеральная стратегия экономического развития СевероКавказского региона, разработанная на период с 2010 по 2016 годы, уже в ближайшее время потребует от правительства России определенных затрат:$966 млн. по Ингушетии; $466 млн. по Чечне; $230 млн. по Пригородному району в Северной Осетии.
А УВКБ ООН продолжит работу в привычных направлениях. Вопервых, это оказание правовой помощи населению по предоставлению бесплатных юридических консультаций. Сегодня в Чечне, Ингушетии и Северной Осетии действуют 14 таких центров. Второе направление работы помощь в строительстве или покупке жилья для тех, кто в нем нуждается. Часть домов строится «под ключ», часть посредством самостроя. Иногда предоставляются сборнощитовые домики или просто строительные материалы. С 2009 по 2011 год в решение этих проблем будет вложено порядка 155 млн. долларов. Донорами этой работы являются Еврокомиссия, Япония, Швейцария, США и Глобальный фонд УВКБ ООН.
«Всего в нашей помощи нуждаются около 7 тысяч семей в Чечне, Дагестане, Ингушетии и Северной Осетии Алании», отметила Геше Карренброк.
Жаль, что в сферу внимания УВКБ ООН не попадают те русскоязычные жители Чечни, которые ради спасения жизни вынуждены были оставить республику в разные периоды 90х годов. Сегодня они разрозненно проживают в разных регионах России. Многие из них, получив от государства смехотворную компенсацию за утраченное жилье и имущество в размере 120 тысяч рублей на семью, так и не оправились от известных событий. Впрочем, этих людей, потерявших не только кров, но близких и собственное здоровье, сегодня в России уже никто не считает внутриперемещенными лицами. А потому рассчитывать они могут только на себя

