Недавно натолкнулась на юмористический перефраз известной детской песенки: «Раз контора, два контора — везде очередь. Раз бумажка, два бумажка — много времени». Знакомо, правда? А азовчане уже начинают от этого отвыкать.

В ЦЕНТРЕ города, на улице Московской, с апреля 2009 года работает многофункциональный центр. Любой может получить  необходимые муниципальные и государственные услуги в сфере жилищно-коммунального хозяйства, социального обеспечения, услуги паспортного стола за пару визитов, посетив всего лишь одно учреждение.

Азовский МФЦ — совместный проект администрации города и ГУП РО «Информационно-вычислительный центр ЖКХ». Скорейшее его воплощение курировал мэр Азова Сергей Бездольный. Собственно говоря, именно с оказания услуг в сфере ЖКХ и начиналась деятельность центра. А сегодня услуг — уже более шестидесяти. И список все расширяется. Сейчас здесь можно и оформить документы на получение пособия по беременности, и оплатить коммуналку, и стать на регистрационный учет по месту жительства…

— С созданием центра нам удалось практически полностью ликвидировать очереди в наиболее значимых муниципальных учреждениях города, — говорит Владимир Парфенов, заместитель мэра Азова по социальным вопросам. — К примеру, в ведении УСЗН города остались только дела, для оформления которых необходимо личное знакомство соответствующего специалиста с заявителем, типа вопросов опекунства или усыновления. Так и горожанам удобнее — все в одном месте можно сделать, а не бегать кросс по инстанциям.

ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ради эксперимента я сама попробовала воспользоваться услугами азовского МФЦ. В фойе красиво, просторно, диванчики стоят, за стойкой улыбается администратор: вы записаны? Я теряюсь.

Оказывается, чтобы наверняка попасть на прием в МФЦ без очереди, можно записаться по0 многоканальному телефону. Диспетчер сразу вас проконсультирует, какие документы нужно иметь при себе, назначит дату и время приема. Для продвинутых юзеров существует запись по Интернету. Порядок прохождения людей можно отслеживать по большому монитору здесь же в фойе. На нем отражаются фамилия посетителя и номер обсуживающего окна.

Не записанная на прием, я тут же прошла к свободному окну с выдуманным вопросом о получении субсидий по оплате ЖКХ. Перед обаятельной девушкой-оператором Верой, конечно, чувствовала себя немного глуповато — пришла с пустыми руками, какие документы для получения субсидии нужны, не знаю (обычно это сразу сообщает диспетчер при записи по телефону). Еще один плюс МФЦ — многие требующиеся документы можно оформить прямо здесь же. А на сайте центра есть еще и бланки различных заявлений, которые можно распечатать и прийти с уже готовым.

После небольшого анкетирования оператор выдала мне полный список необходимых документов для оформления субсидий с учетом моего семейного положения, социального статуса и прочих личных обстоятельств. И даже снабдила меня письменным перечнем, чтоб я точно ничего не забыла. Дальше морочить голову приятной девушке мне стало стыдно, и я призналась, что как журналист выясняю условия работы центра.

— В мои функции входит принять у гражданина все документы, проверить их подлинность. Затем сформировать его личное дело как в бумажном варианте, так и на компьютере. Все документы также переводятся в электронный вариант — сканируются, — рассказывает Вера Куркина, оператор МФЦ. — Я ответственна за правильность оформления и подлинность всех документов. Дальше и бумажное, и электронное дело каждого посетителя попадает к нашему главному инженеру. Он проверяет мою работу и еще раз сами документы. Затем электронное дело отправляется в соответствующее учреждение по защищенной внутренней сети, а оригиналы бумаг отвозятся нашим сотрудником вместе с другими сходными.

Работа над заявкой каждого гражданина начинается сразу с попаданием его электронного личного дела в соответствующее учреждение. Оригиналов документов никто не дожидается. Вы даже можете контролировать ход своего дела, пройдя несложную регистрацию на сайте МФЦ и создав там свой «личный кабинет». В нем же будет храниться информация обо всех ваших обращениях в центр. Также при его помощи можно заказать какую-либо услугу в МФЦ, например, справку об отсутствии или наличии задолженности по ЖКУ, или пожаловаться на вашу управляющую компанию или порядок предоставления коммунальных услуг, или сверить расчеты по их оплате. А потом просто прийти и забрать нужные документы. Кстати, когда нужно будет это сделать, вас оповестят: либо диспетчер по телефону, либо через Интернет.

Похоже на сказку. Если бы сама не побывала в азовском МФЦ, не поверила бы. Азовчане также быстро оценили преимущества обслуживания в центре. В первый год работы центра в нем обслужили 12 тысяч граждан, в 2010-м уже в два раза больше. Но некоторым людям, как бы хорошо ни было, все равно — плохо:

— Некоторые посетители уже недовольны, что даже сюда приходится идти. Многие выливают на операторов свой негатив или проблемы, — говорит Вера, — приходится улыбаться и терпеть.