Совсем недавно я получил два письма из Пенсионного фонда России. Информацию ПФР рассылает регулярно, поэтому я удивился только тому, что письма два…

Но содержание посланий меня очень удивило. Первое сообщало о том, что ПФР в соответствии с законом рассмотрел мое заявление от 15.10.2010 года о передаче средств пенсионных накоплений из специальной части моего индивидуального лицевого счета в негосударственный пенсионный фонд, и внесении в единый реестр застрахованных лиц. Второе письмо было написано столь загадочно, что я его плохо понял, но начал догадываться, что другое мое заявление от 31.12.2010 года о передаче пенсионных накоплений в ПФР из негосударственного пенсионного фонда рассмотрено и мне отказано в его удовлетворении.

Одна беда — ни 15 октября, ни 31 декабря никаких заявлений я не писал и переводить деньги из государственного Пенсионного фонда в негосударственный не собирался. Но письмо Пенсионного фонда сообщало, что теперь моими средствами распоряжается негосударственный пенсионный фонд «РЕНЕССАНС ЖИЗНЬ И ПЕНСИИ НПФ».

Помянув данную организацию недобрым словом, я, как советовали мне в письме, «по вопросам реализации моих прав» отправился в местное отделение Пенсионного фонда. Его начальник Олег Фирсов внимательно меня выслушал и заметил, что подобного рода мошенничество в последнее время стало распространено. Для того, чтобы подать заявление о переводе средств, достаточно было завладеть моей личной информацией: данными о номере паспорта и страхового свидетельства…

В гуковском отделении ПФР пообещали разобраться, кто и как писал заявление от моего имени, я же начал изучать вопрос дальше. Оказалось, что Пенсионный фонд России уже заявлял об увеличении случаев мошеннического перевода пенсионных накоплений граждан из ПФР в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и призывал ужесточить требования к недобросовестным пенсионным организациям.

Сейчас ПФР ведет разработку регламента заключения и расторжения трансферагентских соглашений с негосударственными пенсионными фондами, чтобы вовремя реагировать на недобросовестность НПФ. Также Пенсионный фонд призвал граждан, пострадавших от недобросовестных действий НПФ, ставить ПФР в известность о каждом таком факте неправомерного перевода средств, обратившись в территориальный орган ПФР по месту жительства или пребывания, написав письмо по адресу: город Москва, улица Шаболовка, дом 4, или же направив жалобу через online­приемную на сайте ПФР. Полагаю, если граждане не хотят, чтобы их обманывали, они должны поступать именно так. Поэтому, помимо местного отделения ПФР, я обратился и в онлайн­приемную фонда.

Как сообщают представители Пенсионного фонда, для того, чтобы пенсионные средства были переведены обратно из НПФ в ПФР (в государственную управляющую компанию ­Внешэкономбанк или в одну из частных управляющих компаний), необходимо в 2011 году подать в ПФР соответствующее заявление или обратиться в суд с требованием к НПФ перевести накопительную часть вашей будущей пенсии обратно в ПФР. Пожелание хорошее, вот только по судам ходить времени и желания совершенно нет! Также ПФР рекомендует обратиться с претензией в НПФ, в который неправомерно переведены пенсионные накопления, и затребовать копию якобы заключенного договора. Вот только что с ней потом делать?

Представители Пенсионного фонда уверяют, что даже в случае неправомерного перевода пенсионных накоплений в НПФ они не пропадают. Эти средства по­прежнему находятся на вашем индивидуальном лицевом счете в системе обязательного пенсионного страхования. Вот только почему моими средствами могут распоряжаться мошенники? Хотелось бы, чтобы такая возможность была в принципе исключена.

До пенсии мне в лучшем случае 21 год, к тому времени много воды утечет, и вряд ли все нынешние манипуляции со счетами будут иметь какое­то серьезное значение. Видимо, на то, что люди не отреагируют на сообщения, и рассчитывают мошенники. Но разве правильно давать кому­то наживаться, подписывая от вашего имени заявления о переводе ваших средств?

Как мне кажется, проблема мошенничества — не только проблема Пенсионного фонда России. Если негосударственный пенсионный фонд приобрел «клиента» в моем лице, когда я сам об этом не знаю, он должен разобраться со своими агентами, причем вплоть до уголовного преследования. На имидже НПФ неправомерное привлечение сказывается. Не зря говорят: насильно мил не будешь.

А все мы, получая уведомления из ПФР, не должны остаться равнодушными. Вроде бы до пенсии еще далеко. Но ведь когда­то и небольшие суммы накоплений могут пригодиться.