
18 января за большим столом в теплой кухне все члены семьи Дыхно, которые в тот момент находились в поселке Новомирском, собрались на чаепитие. Угощение скромное, но зато настроение, я бы даже сказала — состояние души — такое, что петь хотелось. А Елена —мама семерых детей, постоянно повторяла: «Я даже не верю, что все позади.
Я тогда отчаялась, надежду всякую потеряла » Это было совсем недавно: в октябре в доме по улице Солнечной, 4 за долги отключили газ, а в декабре уже приставы звонили, собирались описывать имущество. Тогда все двери дома были завешаны одеялами, чтобы хоть как-то сохранить условное тепло, и большая комната, в которой «базировались» пятеро школьников и их мама, обогревалась электрокамином.
Их пример другим наука?
В ноябре в редакцию позвонила наша читательница Виктория Плотникова, соседка Елены Дыхно, и сообщила, что в доме, где проживают семеро ребятишек, за долги отключили газ.
Они сейчас замерзают, день и ночь электроприборы включены, а что будет, когда морозы ударят? Ведь впереди зима! переживала женщина, сама мама троих детей.
Как же оказалась в такой непростой ситуации вполне благополучная семья? Неприятности начались в Новомирском как раз за год до злополучного отключения газа. Газета «Наше время» рассказала о злоключениях участников программы «Социальное развитие села до 2010 года» в материале «Прощай, «дорогая» Программа» (№ 36 за 9 февраля 2011 года). Три десятка семей работники фермерского хозяйства, механизаторы, животноводы после смены собственника не смогли оплачивать кредиты в банке, взятые для приобретения жилья: зарплата не позволила. Пришлось увольняться и искать работу на стороне довольно далеко от новых домов. Семейство Дыхно, где семеро детей пятеро школьников, а двое старших учатся в Азове в лицее, оказалось в такой ситуации самым уязвимым. У Алексея Юрьевича было несколько неудачных попыток устроиться на хорошо оплачиваемую работу и на стройках юга пробовал, и по соседству на луковой плантации, пока не доказал свою надежность в строительной бригаде в Ростове.
Но за те восемь месяцев, что жили на мою зарплату около пяти тысяч рублей долгов накопилось больше, чем хвост у анаконды! говорит Елена Дмитриевна. И в банке, где с помощью властей оплату кредитов пролонгировали, и за газ. Когда ребенок болеет, а на руках копейки, куда пойдешь в аптеку или в сберкассу кредит оплачивать?
За помощью обращаться считала бесполезным. Был случай, что ее одна чиновница «осадила»: «На какую помощь вы рассчитываете? Когда семерых детей рожали, о чем думали?».
Она-то о детях как раз и думала. Жили на востоке области, в Ремонтненском районе, небогато, хозяйство к тому времени в упадок пришло, зарплаты не видели. Но зерно на заработанный рубль получали, и все были обуты, одеты, а подворье кормило: держали хозяйство четырех коров, свиней, птицу, и, конечно же, был огород.
На новом месте просторный дом, а вот хозпостроек не было. Как бы ни к чему они были народу работой-то обеспечены. А поскольку в поселок высоких гостей возили вплоть до министра сельского хозяйства России, то портить вид современного микрорайона самодельными сараюшками не позволяли. Так что в качестве дополнительной точки опоры у людей остались одни огороды, живность держать негде.
Вот так и дошли вполне нормальные люди до «такой жизни», что пришлось ребятне сидеть в холоде и по нынешним меркам в голоде.
Елена два письма местным властям написала и в сельскую администрацию, и в районную, чтобы уплату долга отсрочили. Но ответа не получила.
Видно, на примере этой семьи всем решили показать, какая участь ждет неплательщиков
До морозов успели
После второго выступления газеты «Наше время» в номере за 6 декабря в материале «Хорошо тому живется », где мы всю историю семьи описали, никакой реакции властей не последовало. Многодетной маме даже не позвонили из администрации поселения, не спросили: «Тепло ли вам без отопления?». А ведь знают, что в щитовом деревянном домике даже печку, чтобы углем, дровами протопить, не поставишь! Словно все происходило в безвоздушном пространстве. И тогда редактор «Нашего времени» передала газету с материалом губернатору области Василию Голубеву. Было это 25 декабря.
А уже 26 декабря Елене Дмитриевне позвонили из сельской администрации, сообщили, что должны люди подъехать, будут рассматривать варианты, как дом к газу подключить.
В три часа дня я уже «гостей» из района встречала, вспоминает Елена Дмитриевна. Очень хорошо они ко мне отнеслись, сочувственно.
Надо сказать, что разговорами дело не ограничилось: помогли семье оформить оплату долгов за газ в рассрочку на полгода. 16 января газ подключили.
За ночь дом почти прогрелся, уже на следующий день было тепло, наперебой рассказывали мне Слава и Юра, а их мама молча вытирала слезы.
Спасибо большое всем, кто помог нам, сказала Елена Дмитриевна. Мы бы здесь в холода в сосульки превратились.
В общем, есть надежда, что зиму семья переживет нормально. У Алексея Юрьевича, наконецто, появилась хорошая работа, в доме тепло, и Елена Дмитриевна на двух работах трудиться успевает. Хотя деньги небольшие, она им рада. Но впереди еще долгих одиннадцать лет, в течение которых надо будет погашать кредит в банке, выплачивать задолженность. И даже если суд признает, что семью в процессе строительства дома обманули, и сумму долга пересчитают, то это кардинально не облегчит задачу. (Следствие, кстати, идет давно, и выясняется, что на проекте хорошо «погрели руки»). Семерых детей и учить, и поднимать надо.
«Редакция газеты «Наше время» купит корову»
Вот за чаем и зашел разговор о возрождении в семье Дыхно личного подсобного хозяйства сродни тому, что они в Ремонтненском районе держали.
Я двумя руками за подсобное хозяйство, говорит Елена Дмитриевна. Очень хочу кроликов развести. И коров бы с удовольствием держала. У нас было четыре буренки, так все дружно с ними управлялись.
Мы с дедушкой я, Женя, Катя, Дима летом по четыре дня в свою очередь коров пасли, вставляет свое веское слово пятиклассник Володя. Теперь еще легче будет Слава и Юра подросли.
Бычков тоже можно, вставил молчаливый десятиклассник Дима. Они дома на привязи стоят, им только сено косить надо, было бы где справимся.
Были коровы каждый день молоко перегоняли, я делала брынзу, сами не торговали сдавали тем, кто этим занимается, но это была хорошая поддержка для семейного бюджета. А здесь, в Азовском районе, на свежее молоко спрос.
И еще мне очень жаль, что дети в отрыве от хозяйства растут, сетует Елена. Им, конечно, без забот вольница. Но хорошо ли это, что они сельский труд забывают? Разве тяжело мальчишкам клетки для кроликов смастерить? Сена накосить? Коров пасти? Вырастут куда пойдут? В бармены, в охранники? А, может, когото и к земле потянет?
У меня на языке вертелось одно предложение: у нас в сельском хозяйстве с 2012 года по всем регионам будут внедрять уже обкатанный проект «Семейная ферма». Там как раз есть предложения и для небольших личных подсобных хозяйств: на четыре коровы, можно и кроликов разводить, коз, нутрий, птицу. Одна проблема: не дадут семейству, имеющему задолженность по кредиту, никаких субсидий, никакой финансовой поддержки для начала своего дела. Такие семьи, как Дыхно, в тупике. Но без еще одной точки опоры без ЛПХ, никто не гарантирует, что большая сельская семья в еще более сложную ситуацию не попадет через год-другой. Тьфу, тьфу, тьфу, конечно.
Вернувшись в редакцию, мы этот вопрос обсудили в коллективе, и у нас возникла идея. Купим для семьи Дыхно корову!
Логика проста: хочешь помочь людям подай пример.
Купим корову для многодетной семьи, сможем с легким сердцем к нашим читателям обратиться: кто чем сможет, пусть поможет. Дело в том, что Минсельхоз России пилотный проект «Семейная ферма» почти три года обкатывал в шести регионах, говорят, получилось. И в Ростовской области за это время без всяких проектов некоторые личные подсобные хозяйства до того разрослись, что по 150-200 голов КРС имеют. Но их не так уж много. В новый проект «Семейная ферма», который теперь по всей России тиражируется, тоже далеко не все желающие войдут, поскольку льготы из федерального бюджета рассчитаны на 3 тысячи семейных ферм. А только на Дону семей, подобных Дыхно, где пусть не по семеро, а по трое ребятишек? Сотни! И когда еще придет их черед, когда для них подходящую программу придумают, а главное, деньги на это в бюджете найдут, помощники вырастут уже, да из села разъедутся!
А если мы просто всем миром поможем людям создать семейную ферму?
Одна будущая корова у семьи уже есть: этим летом родители Елены Дмитриевны подарили внукам телочку. Правда, она пока вдали от Новомирского подрастает держать животину негде, сарая-то нет!
Одну корову купит редакция. Кстати, эту публикацию владельцы КРС могут рассматривать как объявление и обращаться с конкретными предложениями по телефону: 89185923124. Предпочтение отдадим буренке красной степной породы, после двух отелов, желательно проживающей в Азовском районе неподалеку от села Новомирское.
Ну а там, глядишь, кто-то строительными материалами поможет, которые не пригодились и валяются, место занимают.
Кто советом дельным: как теплый сарай для коров дешевле всего построить? Может, какие дедовские секреты вспомним?
Главное, чтобы и семейному бюджету не накладно было, и подворье не пустовало, и помощники в работе были задействованы.
Для тех, кого идея заинтересовала, наши контакты: редакция газеты «Наше время» 240-63-17. Куратор редакционного проекта «Семейная ферма» Наталья Нарсеева 8-918- 592-31-24.
Писать: Ростов-на-Дону, пр. Буденновский, 37, редакция газеты «Наше время», проект «Семейная ферма», или по email: nadezda912@rambler.ru

