В КСМ Дона многолюдно. Здесь готовятся к юбилею — в эти дни Комитету солдатских матерей Дона исполняется 20 лет.
А ведь первой о том, что такая организация есть, рассказала ваша газета, вспоминают женщины. Тогда у нас не было ничего: ни помещения, ни столов-стульев, ни бумаги
Письма, запросы в воинские части писали на листах из школьных тетрадей. Сколько было радости, когда газета подарила нам ручки, бумагу, пачки конвертов! Первое время приходилось собираться прямо на улице не было помещения.
Потом вели прием на квартире Елены Зюбровской организатора и первого председателя КСМ Дона. Потеряв своего сына, Елена Харлампиевна стала спасать жизни таким же мальчишкам в погонах. Как ей сообщили из воинской части, ее сын погиб «в результате короткого замыкания». В эту версию она не поверила. Ездила в часть, добивалась судебно-медицинской экспертизы, искала свидетелей
Из собранной по крупицам информации выяснилось причиной смерти стала «дедовщина».
В 70-е
80-е от «дедовщины» в армии гибли сотни ребят. Такие факты в воинских частях скрывали, говорит Елена Харлампиевна. Мы, матери, чьи сыновья не вернулись домой из армии, объединились и создали Комитет солдатских матерей Дона. Не могли допустить, чтобы родители ребят, которые шли в армию, испытали то горе, которое пришлось пережить нам. Стали оказывать им юридическую, правовую помощь. Отстаивали права военнослужащих срочной службы. 
В журнале приема граждан тех лет сотни обращений родителей, призывников, которым комитет оказал помощь. К тому времени он уже разместился в областном военкомате. Люди приходили, звонили каждый день.
С декабря 1994 г. по май 1997-го работа в комитете была особенно напряженной. С началом военных действий в Чечне КСМ Дона открыл «горячую линию». Сюда звонили из разных уголков страны родители, родные, друзья воевавших в Чечне ребят. Называли фамилии, просили узнать, нет ли их в списках тяжелораненых или погибших? Но добиться какой-либо информации от силовых структур женщины не могли телефоны там не отвечали. Тогда, взяв плакаты «Прекратите войну в Чечне!», солдатские матери вышли на пикет к зданию областной администрации. И только спустя три месяца пикетирования, когда солдатские матери в отчаянии перекрыли дорожное движение на Большой Садовой, к ним вышли представители власти. Женщины просили: помогите получить сведения о раненых и погибших. На следующий день в обладминистрации собрались представители штаба СКВО, областного УВД, окружного военного госпиталя. Солдатские матери рассказали о поступающих ежедневно десятках звонков. Убеждали, что нужна обратная связь. Каждую минуту родители ждут сведений о сыновьях, но таких сведений в комитете нет.
После той встречи в КСМ Дона появилась информация о раненых и погибших в Чечне. Открылись двери в окружной военный госпиталь. Сюда солдатские матери везли гуманитарную помощь все, что необходимо было раненым. Проводили для них концерты с привлечением самодеятельных артистов и школьников, привозили подарки к праздникам
А потом в КСМ хлынул поток матерей воевавших ребят. Женщины ехали из Москвы, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Владивостока, Рязани
Они метались между Чечней и Ростовом в поисках своих детей. В комитете вспоминают, как весной 95-го встречали из Чечни первую группу матерей. Ярко светило солнце, зеленела трава, а женщины в камуфляжной военной форме: теплых брюках, бушлатах, зимних ботинках. Они думали, что пробудут в Чечне недолго, а искать сыновей по аулам пришлось всю морозную зиму.
Выдать матерям форму распорядился тогда командующий группировкой российских войск на Северном Кавказе генерал-лейтенант Анатолий Романов. Так они в ней и приехали в Ростов. Вещей переодеться не было куртками, плащами «поделились» солдатские матери из КСМ Дона. Они устроили женщин в гостиницу, принесли им продукты, заготовки: соленые огурцы, помидоры, варенье. Потом сопровождали в окружной военный госпиталь. Радовались, если кому-то из матерей удавалось отыскать среди раненых сына. Но слез и горя было больше.
Мы приходили с матерями в 124-ю лабораторию судебно-медицинской экспертизы, где шло опознание погибших, рассказывает заместитель председателя КСМ Дона Светлана Ложкина. У нас каждый раз разрывалось сердце, когда по фотографиям, фрагментам тел матери опознавали своих сыновей. Одной из мамочек эксперты показали маленький фрагмент тела все, что осталось от погибшего, по которому она опознала своего сына. Она не плакала, только причитала: «Как же я буду его хоронить?»
После окончания военных действий в Чечне в Комитете солдатских матерей Дона начал действовать психолого-реабилитационный центр для ребят, прошедших чеченскую войну. Многим из них солдатские матери помогли устроиться на работу, поступить в техникумы, вузы. А в 1997 г. комитет провел телемарафон «Эхо Чечни», средства от которого были переданы пострадавшим участникам чеченской войны и семьям погибших военнослужащих. И продолжал вести работу с теми, кто шел в армию. Отстаивал их права. Участие солдатских матерей в судебных процессах 96-го, в результате которых 3350 выпускников военных кафедр вузов Ростова и области избежали незаконного призыва в армию в качестве рядовых, одна из их побед.

И сегодня КСМ Дона остается востребованным у призывников, их родителей. Вот уже семь лет его возглавляет Любовь Горнушечкина.
Наше общество меняется. Меняется и армия, говорит Любовь Александровна. Она стала более открытой. С созданием родительских комитетов при воинских частях родные и близкие военнослужащих могут посещать воинские части и видеть, как служат, в каких условиях живут, отдыхают сыновья.
Раньше у солдат не было возможности часто звонить домой. Сейчас звони хоть каждый день, у каждого рядового есть мобильный телефон. В период призыва комитет проводит акции «Позвони маме». На призывных пунктах сотрудники КСМ Дона вручают родителям и призывникам sim-карты с льготным тарифом от оператора сотовой связи. В любой момент родители могут позвонить и узнать, как служит сын, как чувствует себя.
Есть, конечно, и проблемы. Они больше связаны с незнанием родителями Закона «О воинской обязанности и военной службе», других законодательных документов. А знать их надо. Для ликвидации юридической и правовой безграмотности родителей и призывников комитет проводит консультации и семинары.

Часто Любовь Александровна садится за руль стареньких «Жигулей» и отправляется по районам области. Вместе с начальниками отделов военного комиссариата Ростовской области на местах ведет прием родителей призывников, разъясняет тонкости призыва, рассказывает, как служат ребята. Проводит встречи с матерями, женами военнослужащих. И даже с их маленькими детьми (есть такая акция в КСМ Дона «Малютка»). Дарит им игрушки, рассказывает, какую важную задачу выполняют их папы.
В комитете постоянно звонит телефон. По ответам Любови Александровны на звонки понятно речь идет о весеннем призыве.
С началом призыва работы прибавляется, говорит Любовь Александровна. Спасибо вашей газете! Благодаря «Прямым линиям» у нас есть возможность отвечать на многочисленные вопросы призывников, родителей. По публикациям, а их за двадцать лет нашей дружбы с газетой было немало, читатели знают о КСМ Дона, его деятельности.
И снова звонок: поздравления с юбилеем от ребят, которые служат в армии, но помнят «свой» комитет. Ведь на протяжении двадцати лет он остается в одном строю с теми, кто призван защищать Отечество.