В древнем Азове собрались депутаты Госдумы и донского парламента, главы муниципалитетов, представители власти субъектов Федерации, специалисты коммунальной сферы. Здесь прошло межрегиональное совещание, участники которого подробно рассмотрели пакет новых законопроектов, регулирующих работу ЖКХ.
Ростовская область стала первой в стране территорией, где в рамках Всероссийского совета местного самоуправления (ВСМС) состоялось подобное обсуждение. Все законопроекты, ставшие предметом разговора, уже прошли первое чтение в Госдуме. Однако, как признавались сами думцы, многие их положения выглядят сырыми и нуждаются в доработке.
Даже при беглом взгляде на такие законопроекты, как «О региональных системах капитального ремонта многоквартирных домов» или «О внесении изменений в Жилищный кодекс и отдельные законодательные акты РФ в части создания системы финансирования капитального ремонта многоквартирных домов», виден масштаб предлагаемых ими преобразований. Опыту, который накоплен в вопросе финансирования капремонта, нет еще и пяти лет. Тем не менее председатель ВСМС, депутат Госдумы Вячеслав Тимченко считает, что именно сейчас настала пора привести этот опыт в систему, подведя под него правовую основу. Завтра может быть поздно:
Законопроект надо дорабатывать именно сейчас. Рост тарифов, замороженный было, не в последнюю очередь, по политическим соображениям, возобновился. И если закон принять в сыром варианте, то проблема капремонта целиком ложится на плечи жильцов. И это на фоне роста тарифов
По оценке председателя ВСМС, проблему хорошо представляют себе донские законодатели. Реализация программ Фонда содействия реформированию ЖКХ опирается на созданную донскими парламентариями солидную
Как сбалансировать финансовые возможности населения и бюджетный потенциал? Ведь при этом надо учесть прогноз на сохраняющийся рост тарифов на услуги ЖКХ и соблюсти правило, согласно которому для того, чтобы не допустить массированного износа жилищного фонда, надо капитально ремонтировать как минимум 4% всех имеющихся многоквартирных домов. Иначе имеющиеся 60 млн. кв. метров жилплощади, требующей капремонта, начнут увеличиваться в арифметической прогрессии По мнению заместителя председателя думского комитета по жилищной политике и ЖКХ Павла Качкаева, законодателям следует ориентироваться на создание порядка, основанного на действии долгосрочных тарифов:
Если сегодня у нас тарифы могут устанавливаться максимально на срок до трех лет, то в законопроекте «О тарифном регулировании в сфере ЖКХ» мы предлагаем этот срок увеличить до пяти лет
Это, по мнению депутата, позволит всем, кто связан со сферой ЖКХ, увереннее и точнее планировать жилищную политику. Плюс к тому резко ограничит возможности для дурной самодеятельности руководителей территорий. За нее предлагается наказывать рублем. Если произвольно принятый тариф наносит убыток бюджету, то руководитель территории, принявший такой тариф, должен будет этот убыток компенсировать за счет местного бюджета. И можно представить, какова будет реакция региональных властей. В дополнительной помощи такой территории наверняка откажут
Свой взгляд на проблемы, связанные с организацией капитальных ремонтов жилья, у Олега Рурина директора департамента региональных программ Фонда содействия реформированию ЖКХ. Он предлагает сделать процедуру взимания платежей за капремонты более логичной и осмысленной. В частности, не требовать в течение трех лет взносов с жильцов новостроек. То же самое касается и жителей ветхих домов, чей износ превышает 70%. Понятно, что добиваться от этих несчастных платы за то, чтобы восстановить невосстановимое, бессмысленное лукавство. Более того: при признании дома аварийным часть средств на капремонт, уже выплаченных жильцами, должна быть им возвращена.
Что касается размеров взносов граждан на капремонт, то он устанавливается на федеральном уровне и, помимо прочего, должен зависеть от этажности дома, его типа, а также нормативных сроков его эксплуатации. Но сроки сроками, а обстоятельства могут сложиться разные. Под влиянием внешних причин дом может утратить часть своих потребительских свойств и раньше. В связи с этим Фонд предлагает ввести понятие досрочного капремонта. Однако о его необходимости жильцы должны поставить местные власти в известность не позднее чем за два года до того.
Интересным представляется и другое предложение Фонда: ограничить размер суммарного взноса жильцов на капремонт. Как накопилась сумма, отдельно оговоренная в законе, так платежи на капремонт прекращаются. Единственное исключение: этот порядок не будет распространяться на злостных должников.
Что же касается непосредственно системы организации капремонтов, то, по мнению О. Рурина, есть смысл накопления граждан передавать в доверительное управление некоему региональному оператору с тем, чтобы тот вел учет этих средств и направлял их на ремонты.
Это может быть и ТСЖ, и самостоятельное накопление средств в рамках одного дома. В любом случае решение должны принимать сами жильцы. На выбор формы управления средствами им, по оценке О. Рурина, следует отвести полгода. При этом собственникам дома следует заручиться согласием кредитора, предоставляющего средства на ремонт. Если таковой кредит, разумеется, был взят. Все зависит от собственников жилья и при принятии решения о проведении капремонта. После такого решения нужно будет определиться с видами работ, составить смету. Это даст возможность рассчитывать на получение средств бюджетной поддержки.
Нетрудно видеть, что на совещании столкнулись две крайние позиции. Законодатели в лице П. Качкаева пытались учесть интересы и объяснить действия власти, тогда как Фонд содействия реформированию ЖКХ выступал как бы от имени самих жильцов. Однако позиции эти не антагонистические, и с помощью совещаний, подобных азовскому, могут и должны быть в значительной степени сближены.