
Коллектив Гапкинской средней школы по программе инклюзивного образования работает четвертый год
Фото/Видео: Мария Золотарева
Так случилось, что в 2013 году в этом учебном заведении появилось несколько особенных детей.
– Мы стали думать, как организовать учебу, чтобы не навредить всем детям и не вызвать недовольство родителей, – вспоминает директор школы Ольга Горбачева.
Сказать, что процесс адаптации шел гладко и безо всяких эксцессов, было бы неправильно. Учиться жить вместе, понимать и уважать друг друга приходилось всем.
В школе со временем появился специально оборудованный кабинет психологической разгрузки. Здесь установили необходимое оборудование: «сухой» бассейн, столик песочной терапии, пузырьковую колонну, «звездное небо» и «грозовую тучку», массажное кресло и «доску бесконечности». Школьный педагог-психолог Елена Хромовских показывала мне вместе с учениками принципы действия всех этих аппаратов.
– Сюда приходят не только наши особенные ребятишки, – говорит Елена Васильевна. – Любят сенсорную комнату все дети, ведь здесь можно снять напряжение, поиграть, помечтать.
Я наблюдала, как резвились малыши в «сухом» бассейне, подбрасывая вверх разноцветные мячики. Куда только делась их скованность при первом общении со мной – незнакомым для них человеком. Защебетали через несколько минут, рассказывая о своих детских успехах.
– А «тучка грозовая» зачем? – спросила я у психолога.
– Чтобы избавляться от страхов, – ответила педагог.
И дети стали с удовольствием демонстрировать мне, как они бегают под серебристыми «струями» дождя.
– Сенсорная зона – это среда, состоящая из множества различного рода стимуляторов, которые воздействуют на органы зрения, слуха, обоняния и вестибулярные рецепторы, – говорит психолог. – Это профилактическое средство от переутомления, особенно для детей-инвалидов, которые более всех этому подвержены.
Есть в школе пандусы и другие элементы «доступной среды». Но главной три года назад была проблема не столько приобретения необходимого оборудования, сколько нехватка специалистов для работы с детьми-инвалидами. И педагоги стали проходить один за другим обучение на курсах повышения квалификации по социализации детей с ограниченными возможностями.
Сейчас, по словам заместителя директора по учебно-воспитательной работе Елены Костроминой, курсы, связанные с инклюзивным образованием, прошли тринадцать педагогов. Этими специалистами разработаны комплексные программы, позволяющие включить в учебный процесс всех детей без исключения и развить их творческие способности. Особое место в программах отведено общему развитию памяти школьников, их умению жить в социуме, снижению элементов агрессивности. И, конечно, индивидуальной работе с учащимися.
Сегодня в школе девять особенных детей. Обучаются они по коррекционным программам. Как рассказывают педагоги, большинство из них вполне освоились в среде своих сверстников. Стали гораздо активнее и коммуникабельнее. Да и остальные ребята перестали обращать пристальное внимание на их своеобразное поведение.
– То, что ученики стали больше проявлять доброты, внимания друг к другу, жалости, наконец, видно невооруженным взглядом, — говорит Ольга Горбачева. – Наш коллектив убежден, что при грамотной организации системы инклюзивного образования все дети с ограниченными возможностями здоровья найдут свое место в жизни.

