
23-й переулок, точнее, его отрезок от улицы Александровской до улицы Кузнечной – это почти центральная часть Таганрога. Престижное место, и богатый особняк здесь не редкость. Но на этом вся престижность и заканчивается. Стоит свернуть с оживленной магистрали, и ты – словно в другом мире.
К переулку, съехав с добротного асфальта Большого проспекта, добирался по Кузнечной. Между кирпичных и саманных домиков, покосившихся от времени, тянется трамвайный маршрут. По обеим его сторонам – так называемая проезжая часть: грунтовка с глубокими виляющими колеями. Как раз была оттепель, прошел дождь, и машина по ступицы увязала в размокшей глине. То и дело буксуя, дополз, наконец, до поворота в 23-й переулок. И здесь – колдобина на колдобине, лужа на луже. Но заехал сюда ваш корреспондент совсем по другому поводу. В переулке уже год с лишним, как нет освещения. Столбы есть, сквозь густую заросль ветвей тянутся провисшие провода, при сильном ветре «красиво» искрят. А света нет! Вечерами и ночами темень такая, что хоть глаз выколи.
О своей беде поведали жители переулка, прислав письмо в редакцию, написали и на имя губернатора. Потому что – допекло! Сначала боролись «за свет» всем миром, теперь борьбу продолжают энтузиасты, среди них и Виктор Александрович Савостин, проживающий в доме № 40д. Он хотя и на пенсии, но специалист технически грамотный, больше 30 лет проработал на предприятии. И, как человек с опытом, решил действовать системно: обойти все инстанции, которые должны, по его мнению, заниматься электричеством и освещением улиц. Но система Виктора Александровича рухнула, не выдержав столкновения с тем, что с полным основанием можно назвать неразберихой и бюрократизмом в таганрогском городском хозяйстве.
Савостин оказался в классической ситуации, когда его сначала посылают в одну организацию, а оттуда, извините, обратно. Он логически рассудил: сначала надо идти к энергетикам. И отправился в таганрогское подразделение ЮЗЭС. Там с порога ответили: городскими сетями не занимаемся, а сходите-ка вы в МКУ «Благоустройство». Савостин пошел, куда посоветовали, и обнаружил каморку, в которой сидят четыре человека и, как он образно выразился, «перекладывают бумажки». В этой замечательной инстанции ему сказали: ваш участок сетей у нас на балансе не стоит, и мы ничего делать не будем. Виктор Александрович – человек дотошный, добился, чтобы из МКУ «Благоустройство» ему прислали письменный ответ. В ответе было сказано: обратитесь в сетевую компанию к поставщику электроэнергии. То есть, по сути, предложили вернуться туда, откуда пришел.
То, что в Таганроге долгое время была жуткая неразбериха с электрическими сетями и уличным освещением, давно известно. Причин – очень убедительных и объективных – городские руководители называли множество. И что предприятие, которое должно отвечать за сети, в банкротстве, и что изыскиваются возможности передать сети на баланс городу. Потом вроде бы передали. Так, может, этот многострадальный участок по 23-му переулку передать забыли? И где находится эта загадочная «сетевая компания», которая, судя по ответу из МКУ «Благоустройство», должна осветить сей бесхозный участок? На нем, между прочим, два десятка частных домов.
Ладно бы, о проблемах «престижного» переулка не знали в городской администрации. Но ведь знают! Больше года назад жители обращались со своей бедой к властям, и те пообещали поставить на очередь. То ли очередь не движется, то ли поставить забыли. Месяц назад еще одно письмо было принесено жителями в администрацию, а фонари как не горели, так и не горят.
Вы будете сейчас смеяться, но освещение в 23-м переулке – это еще цветочки. Тут есть такое, чего я, например, в жизни не видел и не слышал. Короче – у каждого дома вырыты водопроводные колодцы. Накрытые такими тяжелыми крышками – видели, наверное. И вот там, в глубинах, установлены… счетчики расхода воды. Чтобы снять показания за прошедший месяц, жителям нужно в эти колодцы спускаться. Тот же Савостин обратился в таганрогский «Водоканал» и получил разъяснение: имеется соответствующее постановление правительства. Тогда Виктор Александрович написал в федеральное министерство коммунального хозяйства и получил ответ: счетчики должны устанавливаться по СНИП, который требует, чтобы эти приборы находились в помещениях с соблюдением строгого температурного режима. На это в «Водоканале» ответили, что им министерство не указ.
Нет, я, конечно, понимаю, что распоряжения и постановления у нас зачастую пишутся не для людей, а для каких-то инопланетян. Но когда представил, как старушка лет восьмидесяти поднимает крышку колодца и спускается в него, чтобы снять показания счетчика, мне стало как-то не по себе.
Уважаемое начальство в Таганроге, сделайте что-нибудь! Старушку пожалейте, школьников, которые идут домой по неосвещенным переулкам. Челом, как говорится, бьем, не оставьте без вашей милости.

