
В декабре 2016 года в таганрогский парк культуры и отдыха им. М. Горького пришел новый руководитель – Оксана Витальевна Ригерт. Прошло примерно полтора года, и группа инициативных работников начала писать письма в разные инстанции. Одно пришло и в редакцию. Авторы утверждали, что с приходом Оксаны Ригерт в парке стало все плохо: уменьшилась зарплата, начались проблемы с уникальной флорой, обострились взаимоотношения между работниками и начальством по причине то ли грубости, то ли чрезмерной жесткости руководства. И его, это новое руководство, надо отстранить от управления парком.
На мой вопрос о том, что за конфликт в парке, руководитель управления культуры таганрогской администрации Елена Шелухина ответила, что, собственно, никакого особенного конфликта и нет. Просто есть группа людей, в числе которых – бывшие работники. И вот эта группа оказалась в оппозиции. Примерно такое же мнение высказала и Оксана Ригерт.
Но подобные конфликты совсем уж на пустом месте не возникают?
Эмоциональные высказывания и личностные оценки, которые есть в жалобе, оставим в стороне, попробуем поговорить о чем-то более конкретном. Например, оплата труда: авторы письма утверждают, что за время руководства парком Оксаной Ригерт зарплата работников упала в два раза, были сняты надбавки и доплаты. Вот какие объяснения мне дали под диктофонную запись в администрации парка. Здесь зарплата, как и у всех бюджетников, согласно президентским указам и условиям эффективного контракта, формируется из двух частей – оклада и надбавок. Надбавки даются за эффективный труд, в парке каждый работник сдает отчет, какой объем работы выполнен, представления на работников подают и руководители подразделений. У каждого сотрудника формируется набор баллов, по этим критериям и начисляется зарплата. Понятно, что от месяца к месяцу она может быть разной.
Еще один аргумент, который приводят авторы письма: за время работы Оксаны Ригерт из парка уволились 40 сотрудников. Да, высокая текучесть кадров, это, конечно, не есть хорошо. Но надо учитывать, что парк время от времени привлекает большое количество сезонных рабочих, иногда свыше 100 человек. Сегодня они работают, а по истечении сезона увольняются. Да и вообще, при смене руководства такое бывает – какая- то часть сотрудников, в силу несогласия, или из-за того, что не подходят новые требования, уходит. Тут, скорее, дело в умении руководителя найти общий язык со всеми без исключения работниками, что, конечно, не всегда и не всем удается.
Авторы письма утверждают: с приходом нового директора образовалась нехватка финансовых средств. При старом руководстве парк имел средства на развитие, а теперь все плохо. В реальности все несколько сложнее. Парк является автономным учреждением, деньги на свое развитие, содержание и зарплату зарабатывает самостоятельно, хотя, конечно, не обходится и без муниципальной поддержки. Основной доход – плата за катание на аттракционах. Летом доходы больше, зимой, сами понимаете, меньше. Еще многое зависит от экономической ситуации в городе: если она стабильная и люди на предприятиях вовремя получают зарплату, они могут сводить в парк своих детей чаще. Но бывает и по-другому. Обвинять в этом директора?
И так – практически по всем претензиям в письме. Пишут, что в парке по самоволию директора вырубаются ценные породы деревьев и кустарника, а на деле выходит не совсем так. Потому что как за вырубкой, так и за посадкой деревьев в парке строго следят специальные административные органы, и по своей воле, без их разрешения, никаких действий с парковой флорой предпринимать нельзя. Утверждают, что директор груба с подчиненными, но есть и другие мнения: например, что она даже знает каждого сотрудника по имени. Сообщают, что сотрудникам отказывают в материальной помощи в трудных жизненных ситуациях, а администрация, напротив, утверждает, что такие выплаты есть, и показывает документы.
Кому верить, на чьей стороне правда? Давайте не будем сами делать выводы, а доверимся компетентным органам. За тот период, когда начался этот конфликт, таганрогский парк был подвергнут множеству проверок. Его проверяли контрольно-счетная палата Таганрога, контрольно-счетная палата Ростовской области, министерство культуры РО, таганрогская и областная прокуратуры, инспекция по труду Таганрога и области. Ни одна из этих в высшей степени серьезных структур не нашла нарушений ни в работе директора, ни в деятельности парка. Вряд ли можно предположить, что в этих структурах работают некомпетентные или как-то заинтересованные люди.
Мне кажется, надо просто всем успокоиться и посмотреть, как будет идти работа в парке дальше. Если новый руководитель не справится, это, скорее всего, все равно станет видно невооруженным глазом. И еще совет – из личного опыта: жить в состоянии конфликта – дело тяжелое и непродуктивное. А быть абсолютно во всем правым еще никому не удавалось.

