Так сложилось, что мне всегда приходится много ездить. При этом я – инвалид. С учётом моих индивидуальных особенностей из двух возможностей – автобус с его малым расстоянием между пассажирскими сиденьями и электропоезд – я выбираю электричку. 

У здания вокзала Таганрог-II пандус есть, но пользоваться им инвалиду-колясочнику весьма проблематично.
Тем более что еще в мае 2017 года в Устав железнодорожного транспорта РФ были внесены поправки, регламентирующие оказание помощи «в посадке пассажиров из числа инвалидов в вагон и высадке из него» в электропоездах пригородного сообщения.

Поехали?

Подходим к зданию вокзала Таганрог-II и видим, что пандус тут есть. Это радует. Однако пассажир, использующий для передвижения инвалидное кресло-коляску, подойдя к входной двери, должен будет одной рукой тормозить скатывающуюся коляску (ведь стоит она не на ровной площадке, а на пандусе), второй рукой удерживаться за поручень, а третьей рукой двери открывать. 

Входим в помещение билетных касс и – вот оно, выделенное (жёлтой краской и специальным знаком) место для инвалидов. Это – хорошо. Плохо то, что местом этим человек в инвалидной коляске воспользоваться не сможет. Ибо оно выделено точно по размерам инвалидной коляски и расположено между несущей стеной здания кассы, специальным оборудованием для досмотра ручной клади и входной дверью. Если колясочник займёт это место, то все остальные пассажиры будут ждать, когда же он уйдёт. Пройти не сможет никто – либо пассажиры проходят к кассам, либо инвалид отдыхает на выделенном ему месте. Получается, что инвалид не должен занимать спецплощадку, чтобы не мешать другим. Фото предъявить не могу – снимать запрещено: пункт досмотра!  

Одно из имеющихся двух кассовых окошек расположено ниже обычного. Это – хорошо. Инвалиду, передвигающемуся в кресле-коляске, будет удобно приобрести билет. 

В новых электропоездах ступеньки очень крутые и неудобные, да и ухватиться при подъеме просто не за что.
В новых электропоездах ступеньки очень крутые и неудобные, да и ухватиться при подъеме просто не за что.

Выходим на платформу. Электропоезд стоит на первом пути и, имея возможность открыть все двери для посадки, открывает только те, что расположены со стороны низкой платформы (на фото). Пассажиры вынуждены подниматься в вагон по крутым и очень неудобным ступенькам, притом что ухватиться при подъёме просто не за что. В старых электричках, при менее крутых и неудобных ступеньках, с обеих сторон были поручни, за которые маломобильные пассажиры всегда держались при входе и выходе. 

В старых электричках первые и последние сиденья каждого вагона были обозначены значком «для инвалидов». Сиденья были более пологими – анатомически удобными для тех, у кого «спина поломана». В современном электропоезде есть только два места – в первом и последнем вагонах, – которые обозначены знаком «инвалид» для пассажиров, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске. И по одному месту для сопровождающих инвалида. 

Теперь только в первом и последнем вагонах есть место для пассажиров, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске.
Теперь только в первом и последнем вагонах есть место для пассажиров, передвигающихся в инвалидном кресле-коляске.

Но вот  и Ростов-на-Дону!

Электропоезд прибывает на первый путь, и все пассажиры легко, просто сделав шаг, переходят на перрон, который расположен на одном уровне с полом вагона. И это – хорошо. 

А теперь несколько мыслей по поводу.

Вот мне и правда не совсем понятно: сотрудники службы досмотра испытывают физическое или моральное удовлетворение, издеваясь над инвалидами? Человека с явными признаками инвалидности, которому больно наклоняться и укладывать на ленту транспортёра мелкий багаж, заставляют это делать. Ведь можно провести досмотр багажа ручным металлодетектором или сделать доброе дело – уложить багаж человека с инвалидностью на ленту. Не заставляя его наклоняться дважды, испытывая острую физическую боль. По всей видимости, это только мне не понятно. Ведь я, в отличие от сотрудников транспортной безопасности, читал Приказ Министерства транспорта РФ от 23 июля 2015 г. № 227, где в III разделе пункт 58 поясняет, что «лица с ограниченными возможностями здоровья, при наличии медицинских документов, и (или) информировании ими работников досмотра о противопоказаниях к обследованию таких лиц с применением средств досмотра, досматриваются ручным (контактным) способом». А пункт 57 уточняет, что «указанный способ может применяться только при получении согласия досматриваемого лица работником досмотра одного пола с досматриваемым».

Не понимаю я и следующего. Сегодня уже создан Федеральный реестр инвалидов, и все сотрудники всех заинтересованных учреждений и организаций имеют доступ ко всей информации о человеке с инвалидностью. Однако в кассе по старинке требуют предъявить документ, удостоверяющий личность, и бумажную справку о праве на льготный проезд. Мало того, и в электропоезде разъездной билетный кассир повторно требует предъявить документ, удостоверяющий личность пассажира, и… бумажную справку.

В Таганроге я взял билет туда-обратно. Значит, в обратный путь я могу просто сесть в электропоезд и вернуться в Таганрог? Нет! Мне не дают возможность просто пройти на посадку. Меня заставляют пройти досмотр ещё раз. В здании пригородного вокзала Ростова-на-Дону тоже оборудовано помещение досмотра. И вся «приятная» процедура «поклонов транспортёру досмотровой камеры» повторяется. Фото этого секретного объекта нет. Нельзя фотовидеосъёмку вести… 


Кстати, и в Таганроге, и в Ростове-на-Дону я могу воспользоваться этой же самой электричкой, не проходя совсем никакого досмотра, – это если сяду в электричку на любой другой остановочной площадке, кроме конечной. К сожалению, сделать это я не могу. Ибо в составе всего два места, более-менее удобных для человека с поломанной спиной и ногами. То есть на другой остановочной площадке эти места всегда будут заняты теми, кто сел на конечной остановке… 

Михаил Андроник