Экономить миллионы рублей администрациям сельских поселений позволила совместная работа Ростехнадзора, министерства природных ресурсов и экологии и Ассоциации «Совет муниципальных образований Ростовской области»

Все гидротехнические сооружения в обязательном порядке должны быть приведены в безопасное техническое состояние.

SOS из сельских поселений

В июле прошлого года двенадцать глав администраций сельских поселений нескольких районов области обратились в редакцию «Нашего времени» по поводу проблемы с ГТС – гидротехническими сооружениями, находящимися на их территории. В большинстве это – земляные насыпи через овраги для перегона скота, проезда техники. В 50-е годы прошлого века они возводились колхозами без бетонных оснований и, соответственно, без проектов и паспортов. После распада колхозов эти объекты оказались бесхозяйными. 

А в 2008 году законодательство земляные насыпи приравняло к настоящим ГТС. Такой же статус, к примеру, имеет плотина Цимлянской ГЭС. 

А обязанность оформлять на эти сооружения паспорта безопасности, страховать, содержать и ремонтировать возложили на администрации сельских поселений, на территориях которых они находятся. Тем, кто эти документы своевременно не оформил, приходили по решениям судов баснословные штрафы, съедающие добрую часть скудных поселенческих бюджетов. Где же искать выход? 

В прошлом году проблема трижды обсуждалась на разных уровнях. В январе – на общем собрании Ассоциации СМО РО. В мае – на заседании комитета по аграрной политике, природопользованию, земельным отношениям и делам казачества Законодательного собрания Ростовской области. В августе – на правлении ассоциации с участием представителей министерства экологии и природных ресурсов, Ростехнадзора, глав администраций сельских поселений. Прошла серия публикаций и в газете «Наше время»: материалы «Бомба» для местного бюджета» в № 182 от 30 мая 2019 года и «ГТС: в чем риски для населения?» в № 277 от 23 августа 2019 года. 

Участники дискуссий пришли к тому, что необходимо получить реальную информацию о состоянии самих ГТС и их соответствии присвоенному классу опасности. Обязанность оформлять документы и содержать ГТС с поселений никто не снимет. Но разве нельзя до минимума сократить бюджетные расходы?

Экономим миллионы

Как изменилась ситуация сегодня? Об этом рассказала заместитель министра природных ресурсов и экологии Наталья КОВТУН.

– Разговор на правлении ассоциации СМО РО в августе прошлого года состоялся конструктивный. Стороны услышали друг друга. Действительно, в очень сложной ситуации находятся администрации поселений с дотационным бюджетом, и даже тех средств, которые область выделяла с 2008 года на приведение документации по ГТС в порядок, хватило далеко не всем. Да и областной бюджет не резиновый. Но ведь не во всех случаях надо за оформление документов платить из бюджета. К примеру, в наследство поселениям достались и проточные пруды, искусственные водоемы, в которых колхозы когда-то разводили рыбу. Сегодня все эти пруды находятся в аренде у частных лиц, которые оформили их как земельные участки, извлекают из водных объектов прибыль. Тогда почему на земляные перемычки, удерживающие воду, должны и документы оформлять, и содержать в порядке администрации поселений? Наше министерство при взаимодействии с Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора обследует бесхозяйные ГТС. Мы смотрим: эксплуатируются ли водоемы, созданные при помощи ГТС. Если водоем живой и эксплуатируется, даем консультации специалистам муниципальных образований, как найти собственников якобы бесхозяйных объектов и понудить их оформить необходимые документы. Ведь в любом случае сооружения должны быть приведены в безопасное техническое состояние.

В 2019 году в рамках государственной программы «Охрана окружающей среды и рациональное природопользование» министерством совместно с муниципальными образованиями разработана проектно-сметная документация на капитальный ремонт трех ГТС в Милютинском и Морозовском районах. Из областного бюджета на это было выделено более 5 миллионов рублей. Проведено преддекларационное обследование 19 ГТС, расположенных в Сальском, Шолоховском и Тацинском районах. 

Но самое главное: началась подготовка специалистов, которые смогут самостоятельно – без привлечения коммерческих организаций – разрабатывать комплект документов безопасности ГТС. В прошлом году обучение прошли 27 специалистов из 17 муниципальных образований. Для решения общей проблемы и администрации, и организации, эксплуатирующие ГТС, могут объединиться и на договорной основе трудоустроить специалиста, который будет заниматься этими объектами.

Ростехнадзор проводит обучение, стоимость – 1300 рублей для муниципальных образований, курс может при желании освоить специалист, не имеющий профильного высшего образования. Для дальнейшей работы ему потребуется специальная программа. А если раскинуть ее стоимость, как и зарплату специалиста, на четыре-пять поселений или предприятий то ноша вполне посильная. Те, кто уже прошел обучение и начал сам приводить в порядок документацию, говорят: «Так, оказывается, в этом ничего сложного нет…».

Фактически первые шаги в решении проблемы сделаны. Обученные специалисты подготовят паспорта объектов, и тогда можно будет просить средства из областного бюджета на капитальный ремонт сооружений. 

Но сегодня самое главное – не избавиться от ГТС, а реально оценить: какую функцию они выполняют или могут выполнять на территории поселения. Ведь зачастую плотины перекрыли протоки ручьев. А как следствие – снизился водосбор в более крупных водоемах. В условиях маловодности надо и об этом подумать, и там, где необходимо и возможно, восстановить санитарную проточность водоемов. Порой для этого достаточно просто проложить трубу под насыпью. Распаханные до самых водоемов земли  тоже нарушают водосбор. Это – следствие того, что пастбищные земли используются не по назначению. А где же земельный контроль? И кому, как не местной власти, бить по этому поводу тревогу...