У автомобилистов появляется дорожная альтернатива по пути на юг, у жителей «глубинки» Азовского района – надежная связь с другими селами и городами.



Так выглядит уже законченный участок автодороги Азов-Александровка. Так будет выглядеть и вся дорога.


Реконструкция автодороги Азов – Александровка – Староминская ведется уже третий год. Но не оттого, что темпы работ на этой региональной автотрассе низкие. Просто сам проект масштабный.

Вместе с другими дорожными проектами он составляет основу нацпроекта «Безопасные и качественные дороги». И, как и весь нацпроект, имеет отчетливую социальную направленность.

Во-первых, эта дорога вот уже почти три десятилетия рассматривается как часть еще одного пути на юг. А с тех пор, как донельзя перегруженная М-4 все больше обрастает платными участками, – еще и как бесплатная и качественная альтернатива, позволяющая удобно проехать на Кубань и в Крым. При этом, сократив весь путь сразу на 90 километров.

Да и дальше при необходимости можно добраться. Это, если вспомнить о таком слегка подзабытом сегодня понятии, как Критский транспортный коридор, представляющий собой систему европейских и российских автодорог в направлении «восток – запад».  

А во-вторых, да и, пожалуй, в-главных, проходящая по густонаселенному Азовскому району дорога дает многим улицам его хуторов и сел высококачественное твердое покрытие. А самим селам и хуторам – надежную транспортную связь с райцентром, с Ростовом, Краснодаром… Как говорится, далее везде.

Реконструируемая дорога ведет из Азова в Александровку и далее - на Староминскую.

Реконструируемая дорога ведет из Азова в Александровку и далее - на Староминскую.

Так, реконструкция автодороги от Азова на село Александровку и кубанскую станицу Староминскую дала, образно говоря, второе дыхание селам и хуторам Александровского сельского поселения. И в том числе обновила улицу Мира, что в хуторе Нижняя Козинка, расположенном километрах в 12 от Александровки. Эта улица, вернее, ее проезжая часть, входит в состав путепровода, который соединяет сразу две дороги областного значения: Азов – Ейск и Азов – Староминская.  И здесь дорожники из ООО «Высокая марка» отремонтировали, а практически заново проложили без малого два километра улицы.

Реконструированная улица Мира в хуторе Нижняя Козинка - часть пути, соединяющей две автодороги.: Азов- Александровка и Азов-Ейск.

Реконструированная улица Мира в хуторе Нижняя Козинка - часть пути, соединяющего две автодороги: Азов- Александровка и Азов-Ейск.

Сегодня улица заасфальтирована на всем ее протяжении. Помимо проезжей части, проложен тротуар. И сейчас идет благоустройство обновленной улицы. Оборудуются дренаж и подходы к дворам живущих по улице Мира хуторян.

На улице Мира благоустраивается прилежащая к проезжей части территория.

На улице Мира благоустраивается прилежащая к проезжей части территория.

Отремонтированы и проблемные участки дороги, идущей от улицы Мира в Нижней Козинке через хутор Красная Заря. И теперь жители сел Порт-Катон, Чумбур-Коса, Маргаритово и Ново-Маргаритово, заново получая доступ к автомагистрали регионального значения, обретают и новые транспортные возможности и перспективы.

Так сейчас выглядит обновленная улица Мира. Даже зебра на пешеходных переходах нанесена. Так сейчас выглядит обновленная улица Мира. Даже "зебра" на пешеходных переходах нанесена.

Но для того, чтобы эти перспективы быстрее приблизить, предстоит еще поработать. И прежде всего отремонтировать изношенные участки дорог, ведущих в азовскую «глубинку». Здесь пока наблюдается неприятная чересполосица: вполне приличные участки чередуются с откровенно разбитыми. В той же Нижней Козинке свежеположенный по улице Мира асфальт сменяется ухабами и выбоинами небольшого отрезка, ведущего к реке Мокрая Чумбурка. В плохом состоянии и проезжая часть моста через реку …

Отремонтированные участки соседствуют с разбитыми.

Отремонтированные участки еще соседствуют с разбитыми.

Но надо надеяться, все огрехи будут ликвидированы уже скоро. И тогда азовские села окончательно перестанут быть глухой «глубинкой», «медвежьими углами». В этом важнейшее социальное значение реконструируемой автодороги. Не зря она входит в опорную сеть региональных дорог. Она потому и опорная, что вытягивает на себе, поднимает маленькие населенные пункты. И этим обусловлено внимание, которое уделяется ее реконструкции. Как отметил заместитель донского губернатора Виктор Вовк, привести трассу в нормативное состояние – задача принципиальная:

– Важно, что одновременно с обновлением дорожного покрытия создается необходимая инфраструктура: остановки, переходы, освещение. Такой комплексный подход работает на сохранение жизни и здоровья водителей и пешеходов. А сокращение социального риска – это основная цель нацпроекта «Безопасные и качественные дороги» ...

Всю масштабную реконструкцию почти 30-километрового отрезка автодороги разбили на четыре участка. На первом, реконструированном еще в прошлом году дорожники ввели в эксплуатацию четырехкилометровый отрезок трассы в районе реки Ея. Здесь обновлена дорожная одежда, увеличена стандартная ширина проезжей части, приведен в нормативное состояние мост через реку. Затраты на этом этапе реконструкции составили 450 млн рублей.

Реконструкция дороги продолжается.

Реконструкция дороги продолжается.

Второй участок уже подлиннее. Его протяженность составляет 14 с лишним километров. Как раз сейчас здесь ведутся работы. Еще в прошлом году дорожники смогли отфрезеровать асфальтобетонное покрытие. А теперь работают мосту через реку Чумбурка. Строительная готовность объекта давно перевалила за 50 % и прирастает буквально каждый день.

Параллельно, начиная с марта, реконструируется и третий участок. Его протяженность – 10 километров. По графику сдачу обоих участков предполагалось провести последовательно: сначала, в середине октября сдается второй участок, а следом, ближе к концу года – третий. Но работа спорится – вопреки пандемии и всем погодным капризам нынешних весны и лета. Темпы работ таковы, что есть все основания рассчитывать на досрочный пуск двух участков одновременно. И тогда реконструированная часть дороги прирастет сразу на 24 километра.

А областной министр транспорта Владимир Окунев говорит уже о проектировании четвертого участка реконструируемой автодороги. Его протяженность составляет без малого шесть километров:

— По условиям контракта, работы на этом участке подрядчик должен будет завершить в июле следующего года…

И тогда альтернативная магистраль сможет в полной мере выполнять свое предназначение, которое закладывали в ее проект еще специалисты «Ростовупрдора» – предшественника нынешнего министерства транспорта области. Станет еще одним связующим транспортным звеном между Доном и Кубанью, надежным и удобным путем на кавказские и крымские курорты.

Начальник управления строительства и реконструкции областного минтранспорта  Дмитрий Евтеев с удовлетворением констатирует:

– Сегодня практически завершена реконструкция еще одного важного отрезка трассы. Обновлено дорожное полотно на участке, проходящем через село Первая Полтава…

На реконструируемых участках трассы организовано реверсивной движение транспорта. Сегодняшние неудобства обернутся завтрашними преимуществами в комфорте поездки.

 На реконструируемых участках трассы организовано реверсивное движение транспорта. Сегодняшние неудобства обернутся завтрашними преимуществами в комфорте поездки.

Приведенная в соответствие с новыми техническими нормативами дорога здесь стала значительно просторнее. Каждая из полос расширена на полметра. Теперь дело за установкой добавочного освещения и выполнением серии дорожных карманов для заезда транспорта.

По словам гендиректора подрядной организации – ООО «Ростовское ДСУ» Николая Крапивко, это не только обеспечит комфортные условия проезда по дороге, но и даст новые удобства жителям села:

– Новые заездные карманы, проектируемые на 800-метровом участке, будут обустраиваться одновременно с автопавильонами и тротуарами для пешеходов. То есть все необходимые удобства для автомобилистов и жителей постарались предусмотреть еще на стадии проектирования…

И, конечно, технические параметры обновленной дороги заметно превосходят прежние. Времена изменились, транспортные потоки выросли в разы. И теперь к прочности покрытия предъявляются значительно более высокие требования, нежели прежде. Как отмечает Н. Крапивко, более прочным покрытие делает двуслойная дорожная одежда. Укладывают ее на заранее отфрезерованное и особым образом укрепленное полотно первичного слоя асфальта.

Таким образом, требования к повышенному качеству столь нужного людям объекта соблюдаются строго. Областной минтранс за реконструкцией дороги следит тщательно. И, приветствуя решимость дорожников сдать объект досрочно, не ослабляет внимания к контролю качества. Благо, всеми техническими возможностями для того ведомство располагает.

По всем нормативам следующий масштабный ремонт трассы должен пройти только через 24 года. Так что надо сделать дорогу на совесть. Чтобы восстанавливаемая сегодня, она смогла надежно прослужить людям на протяжении предстоящей четверти века.

Для справки.  Всего, согласно нацпроекту «Безопасные и качественны дороги», на территории городских агломераций области в нынешнем году предстоит привести в нормативное состояние 64 объекта местного значения. Это значит, что на большей части Донского края удастся создать необходимые условия для комфортного и безопасного движения транспорта и пешеходов.

Видео Владимира Апарина