В Каменском районе уже третью неделю закрыт школьный маршрут из хутора Нижнесазонов в поселок Чистоозерный. Некоторые родители возят детей в школу на своем транспорте, прихватывают и соседских ребятишек. А некоторые ученики дома сидят, на удаленке. И не ковид тому причиной. Просто у хуторян власти дорогу отобрали. Жители обратились в суд и дело выиграли: теперь власти обязаны обеспечить хутор автомобильной дорогой, отвечающей всем требованиям безопасности. Но что это будет за дорога, а главное – когда, и чем плоха была старая, которую еще колхоз строил, так и непонятно.

Берите даром!

Мы не раз возвращались к этой истории. Дорогу к хутору еще в 60-х построил колхоз. Когда колхоза не стало, хуторяне сами стали следили за дорогой, приводили ее в порядок. По ней возил детей школьный автобус. Но в 2018 году комитет по управлению имуществом района сдал дорогу в аренду Репнянскому карьероуправлению. Причем отдали в аренду под видом обычного земельного участка за… 20 тысяч рублей в год. Хуторяне о том, что их дорога уже им не принадлежит, и знать не знали. Забеспокоились, когда на их дороге кучи щебня появилась и бетонная плита, перекрывшая часть полотна. 

Это в феврале 2020 года карьероуправление собралось расширять полотно, чтобы сделать дорогу технологической, по которой будут груженые БелАЗы ходить. Народ потребовал старую дорогу вернуть, а им вместо этого отсыпали щебнем другую. Она идет через глубокую балку, по дну которой протекает ручей. Земли вокруг балки пахались в шестидесятые и семидесятые годы. Потом там овощи на поливе выращивали. Полевая дорога там действительно была, но чтобы сделать ее всесезонной и пустить по ней школьный автобус, серьезные деньги нужны. Это если делать все по правилам и с соблюдением технических требований. А откуда у поселения или даже у района такие деньги?

Но уже со 2 марта 2020 года власти вывели на полевую дорогу технику и к 10 апреля известили об окончании «ремонта». При этом была попытка повезти детей в школу по этой дороге еще до официального окончания работ.

Сопровождающая 20 марта школьный автобус Лидия Михайловна ВЕРЕВКИНА была уверена: новый маршрут никто не утверждал:

– Подъем из балки был тяжелым, автобус пробуксовывал, крупные камни разъезжались под его колесами. Дети были испуганы, начали звонить родителям, – вспоминает педагог.

Родители после инцидента стали жаловаться в прокуратуру. Их успокаивали: все в порядке, маршрут утвержден, он безопасен… Но весь учебный 2020-2021 год возили учеников по старой дороге, отданной в аренду карьероуправлению. 

С 1 сентября 2021 года детей стали возить в школу по новой дороге. И возили почти месяц. А в конце сентября ученикам неожиданно из школы пришлось пешком возвращаться. После визита очередной комиссии рейсы школьного автобуса отменили. До сего дня. 

Владимир Васильевич СТАРЫГИН – житель хутора Нижнесазонов (в центре), в 60-е и 70-е годы как раз пахал те участки, где якобы поселенческая дорога к хутору проходила.
Владимир Васильевич СТАРЫГИН – житель хутора Нижнесазонов (в центре), в 60-е и 70-е годы как раз пахал те участки, где якобы поселенческая дорога к хутору проходила.

– Дорога была, но она шла не по полям, на которых пшеницу выращивали, а по над лесополосой, – утверждает механизатор.

Куда кривая вывезет?

Мы посмотрели на эту так называемую новую дорогу. Местами она ничем не отличается от проселочной. Даже неспециалисту видно: щебень сыпали при ремонте прямо на грунт, вот дорога его и «съела». Поворот и крутой спуск к мостику в непогоду – действительно опасны. 

Как тут можно зимой проехать – большой вопрос. Правда, знаков предупреждающих понаставили. Но крутой поворот и узкий мост от этого не стали безопаснее… 

Можно понять жителей хутора Нижнесазонова: они боятся отправлять детей в школу по такой дороге и обратились в суд. 

Каменский районный суд полностью удовлетворил исковые требования жителей к администрации Богдановского сельского поселения и к администрации Каменского района. Он обязал чиновников привести дорогу в соответствие с требованиями законодательства. 

Но во время заседания всплыла одна деталь, которая серьезно осложняет исполнение этого решения. Выяснилось, что самое опасное место дороги – тот самый ветхий мостик – муниципалитету не принадлежит. То есть на его ремонт и реконструкцию бюджетные средства потрачены быть не могут. А без ремонта тут не обойтись: основание кладки моста выполнено без раствора. Камни просто один на другой уложены, сверху – подгнившие бревна… 

Теперь чиновникам надо мостик «усыновлять» – ставить на свой баланс. Опять же – время и деньги. А детям как в школу добираться, пока все проблемы решатся?

А вот так выглядят обочины безопасной дороги.
А вот так выглядят обочины безопасной дороги.

Подсчитали – прослезились

Теперь давайте считать. Дефицит бюджета Каменского района на 2021 год составляет 97 миллионов рублей. В числе основных крупных трат – более 9 миллионов рублей заложено на разработку проектной документации на строительство дороги к хутору Нижнесазонов. Полотно будет проложено от областной дороги на поселок Чистоозерный и оттуда приведет прямо к хуторскому ФАПу. Понятно, что на строительство самой дороги надо гораздо больше. И срок реализации пока обозначен как ближайшие годы. Зачем и почему надо было отдать под видом земельного участка исправную дорогу в аренду всего за 20 тысяч рублей в год? Нет ответа. Может быть, карьероуправление дает сумасшедшие поступления в бюджет района? Так нет! В год налогов от РКУ в бюджет района набирается около 1,5 миллионов рублей. Выходит, чтобы только проект окупить, понадобится этот налог шесть лет собирать. А сколько уже потратили на приведение в порядок грунтовки? Сколько ушло только на одни знаки, предупреждающие об опасности? 

Но это еще не все. В самом карьере «Мартынов курган», что всего в километре от хутора Нижнесазонов, работы на сегодняшний день заморожены. То есть дорога карьеру попросту не нужна. Когда понадобится – еще вопрос. 

А хуторянам обещают построить другую дорогу: по факту – третью – за большие бюджетные деньги в недалеком будущем! 

Хотя самый простой выход – расторгнуть невыгодный ни району, ни жителям хутора договор аренды, который заключен до 2023 года. Тем более что карьер под самым боком у жилья – удовольствие сомнительное. Карьер расположен выше хутора на несколько десятков метров, его поверхностные воды, и это вполне вероятно, могут загрязнять колодцы Нижнесазонова. Добыча щебня предполагает проведение взрывов. Дома в хуторе старые, кто может гарантировать, что они не разрушатся? 

В хуторе нет газа. Большие проблемы с водой. А десятки миллионов рублей пойдут на строительство новой дороги. Так, может, все-таки лучше вернуть Нижнесазонову старую колхозную дорогу, а деньги потратить на другие нужды хуторян?