В «Нашем времени» уже сообщалась хорошая новость: подводную лодку К-3 «Ленинский комсомол», первенца отечественного атомного кораблестроения, не пустили на переплавку, а сохранили для истории. Местом последней и вечной стоянки К-3 определен музей военно-морской славы в Кронштадте в составе культурного кластера «Остров фортов».
И вот новость этого дня: К-З станет центральным экспонатом этого музея. Об этом сообщил ТАСС начальник бюро подготовки производства отдела главного технолога завода Дмитрий Гомонов в кулуарах выставки «Нева-2023». По словам Гомонова, снаружи уже все готово, завод полностью восстановил корпус лодки во время докового ремонта. Там же, в доке, к кораблю были присоединены опоры, на которых он сейчас установлен. Во время второго этапа музеефикации специалисты сделали в корпусе проходы для экскурсионных групп, установили широкие трапы, срезали часть внутренних переборок. Отделку отсеков и экспозицию планируется завершить в декабре этого года, но основная работа по спасению корпуса подлодки была произведена ранее.
Подлодка К-3 «Ленинский комсомол» вошла в состав ВМФ СССР в 1958 году с базированием в Северодвинске и прослужила до 1988 года, совершив за 29 лет 5 боевых походов. В ее создании участвовали почти 80 заводов и более 50 НИИ и КБ. За свою форму она получила прозвище Кит. В 1962 году лодка получила наименование «Ленинский комсомол» накануне 45-летней годовщины Октябрьской революции.
Была у «Ленинского комсомола» и долгая черная полоса. В сентябре 1967 году во время боевой вахты северо-восточнее Фарерских островов случился пожар. 39 подводников ценой своей жизни предотвратили техногенную катастрофу. Но героев в одночасье превратили в преступников, обвинив в возникновении пожара. Полноценное расследование обстоятельств этого инцидента провели лишь спустя 45 лет. Причиной аварии оказалось попадание жидкости из системы гидравлики на электрический светильник. А действия подводников, которые предотвратили гибель уникальной по тому времени лодки и спасли мир от техногенной катастрофы, признали героическими. Всех погибших военморов удостоили ордена Мужества.
Находясь в море в общей сложности более 14 тыс. ходовых часов, она в совокупности прошла почти 130 тыс. миль. В 1991 году К-3 была официально выведена из состава ВМФ.
После того долгие годы К-3 находилась в акватории судоремонтного завода «Нерпа», куда ее доставили на утилизацию. Судоремонтники вместо того, чтобы распилить легендарную субмарину, вместе с ветеранами флота захотели сохранить лодку для истории, сделав ее музеем. Сторонников этой идеи было много и у нас на Дону – многие наши земляки служили на «Ленинском комсомоле» в разные годы. Лодку, по счастью, удалось сохранить...