По новым правилам, принятым весной этого года (Приказ № 124н Минздрава от 13.03.2019 г.), теперь профилактический медицинский осмотр можно проходить ежегодно, диспансеризацию в возрасте 18–39 лет – 1 раз в 3 года, 40 лет и старше – ежегодно.

Что, где и когда?

Профилактический медосмотр и диспансеризация – хорошая возможность выявить на ранних стадиях заболевание и факторы риска. 

Главное – осознать это, собраться и дойти до поликлиники с полисом обязательного медицинского страхования и паспортом. 

Чтобы узнать, наступил ли трехлетний срок прохождения диспансеризации, достаточно попробовать разделить свой возраст на 3. Делится – значит, ваш год. Учитывается, сколько исполнится лет в этом году, независимо от месяца – в мае, сентябре или, допустим, в ноябре.

Теперь разберемся – в чем разница между профосмотром и диспансеризацией.

Профмедосмотр может быть самостоятельным мероприятием либо входить в диспансеризацию. От этого его суть не меняется. 

Профмедосмотр включает в себя: анкетирование, расчет индекса массы тела, измерение артериального давления, определение уровня холестерина и глюкозы в крови, а также относительного и абсолютного сердечно-сосудистого риска, проведение флюорографии (1 раз в два года), ЭКГ при первом профосмотре либо в возрасте 39 лет и старше – 1 раз в год, измерение внутриглазного давления при первом профосмотре или в возрасте 40 лет и старше – 1 раз в год, осмотр акушером-гинекологом женщин в возрасте от 18 до 39 лет – 1 раз в год, осмотр врачом или фельдшером, в том числе на наличие визуальных и иных локализаций онкозаболеваний. 

Диспансеризация направлена на более глубокие исследования и выявление заболеваний, являющихся основной причиной инвалидности и смертности граждан нашей страны. 

Часто употребляемое при диспансеризации слово «скрининг» и есть не что иное как выявление. Конкретно – заболеваний системы кровообращения, злокачественных новообразований, сахарного диабета 2-го типа, болезней органов дыхания, а также риска потребления наркотиков и психотропных веществ без назначения врача. То есть обязательные мероприятия при диспансеризации: маммография, исследование кала на скрытую кровь, цитологическое исследование мазка с шейки матки, определение PSA в крови.

Диспансеризация имеет два этапа. На первом как раз и проводится онкоскрининг, а также оценка сердечно-сосудистого риска и установление группы здоровья. Второй этап – это дополнительные исследования по тем показаниям, которые выявлены на первом этапе. 
За чей счет?

Право на прохождение профмедосмотра и диспансеризации есть как у работающих, так и неработающих граждан. Ведь все они имеют полисы обязательного медицинского страхования. С той лишь разницей, что за одних в Фонд соцстрахования взносы вносит работодатель, за других – государство. 

В любом случае важно понимать: обращаясь в медучреждение по поводу проведения профосмотра, диспансеризации или просто на прием с полисом обязательного медстрахования, вы вовсе не бесплатный пациент. 

Ведь система ОМС выглядит примерно так: Территориальный и Федеральный фонды обязательного медицинского страхования аккумулируют средства, поступающие сюда в виде взносов от работодателей и бюджета и перераспределяют их между медучреждениями. 


Телефоны контакт-центров страховых медицинских компаний в Ростовской области:


АО «Макс-М» – 8-800-555-00-03.

«АльфаСтрахование ОМС» – 8-800-555-10-01.

ООО «Панацея» – 8-800-200-08-68.

ООО «Капитал-МС» – 8-800-100-81-02.

«СОГАЗ-Мед» – 8-800-100-07-02.

Контакт-центр Территориального фонда социального страхования – 8-800-100-98-78.


Территориальный фонд делает это посредством страховых медицинских компаний, которые заключают договоры с учреждениями здравоохранения и оплачивают их услуги, оказанные обладателю полиса ОМС в установленных объемах.

Три года назад страховые медицинские компании прошли перезагрузку. Их ориентиры наконец сместились от работы по выдаче полисов ОМС и перечисления денег учреждениям здравоохранения непосредственно к заботе об интересах застрахованных. 

Теперь у каждой страховой медицинской компании есть контакт-центр, куда можно позвонить и получить справочную информацию. Например, нужно ли платить за пломбировочный материал в стоматологии или за анализ крови при диспансеризации.

Также здесь появились страховые представители – специалисты, которые должны урегулировать разные проблемные моменты, возникающие между пациентом и лечебным учреждением. Будь то долгое ожидание записи к врачу или отсутствие в стационаре необходимого лекарства. Они же сопровождают застрахованных при проведении профилактических мероприятий, в том числе диспансеризации.

В составе страховых компаний есть и несколько специалистов-экспертов, которые занимаются серьезными претензиями к объему и качеству медпомощи.

Как выйти на всех этих важных и нужных людей? Для этого достаточно взять свой полис обязательного медицинского страхования и внимательно на него посмотреть. На нем будет указана страховая компания, его выдавшая. 

На сегодняшний день в областной системе Территориального фонда обязательного медицинского страхования работают пять компаний.

Выбор – за вами

Конечно, каждая страховая компания относится с разной степенью ответственности к возложенной на нее обязанности – информировать и защищать своих застрахованных.  

– Мы звоним либо рассылаем по почте уведомления о возможности пройти профилактический осмотр и диспансеризацию, – рассказывает руководитель контакт-центра страховой медицинской компании «Панацея» Галина Павловская. – Конечно, это пока не 100-процентный охват. Но перед нами поставлена задача к 2020 году довести его до 80 %, а к 2024 году – до 100 %. При обращении за медпомощью или при диспансеризации, если что-то идет не так, подключаются страховые представители. Проводятся и собственные экспертизы качества оказываемых нашим застрахованным медуслуг.

В сети интернет можно увидеть много благодарных отзывов граждан о специалистах компании «Панацея». По некоторым данным, она даже является лидером народного рейтинга. 

«У многих – полис «Панацеи». Ну а что? Они добросовестно работают, и с ними не бывает проблем...», «Я не ожидала, что в наше время обещания не расходятся с делом. Обо мне давно никто так не заботился и не помогал решить медицинские проблемы», «Выражаю благодарность специалисту Юрию Владимировичу Кулику за помощь в прохождении мною МРТ в кратчайшие сроки. Очень приятно встретить такого небезразличного человека!»

Кстати, начальник отдела по защите прав застрахованных граждан отличник здравоохранения Юрий Владимирович Кулик не раз помогал и «Нашему времени» в подготовке информационно-просветительских материалов («Кто защитит пациента?», «Это реально – сделать зубы бесплатно?»).  

Действительно, одним можно запросто дозвониться и получить толковый ответ и конкретную помощь, с другими – сложнее. 

– Как можно восстановить утерянный полис ОМС? – интересуюсь уже в своей страховой компании.

– Наверно, вам нужно в отдел, с которым сейчас соединю, – неуверенно отвечает сотрудница на том конце провода.

Соединяет.

– Ой, нет! Мы же отдел ипотечного страхования... Почему с нами соединили? Наверно, потому что мы единственные поднимаем трубку! – сообщает уже другая сотрудница. – Куда же мне вас направить? Соединю с секретарем. Уж она точно, наверно, знает…

Соединяет. Слушаю гудки несколько минут и кладу трубку.

После такого отношения успокаивает одно: раз в год застрахованным разрешено менять страховую медицинскую компанию. Для этого достаточно прийти в офис нового страховщика и написать заявление.