Микрорайоны Гуково, как и многих шахтерских городов, стоят на большом расстоянии друг от друга. Так что транспортом общественным пользуются большинство жителей города. Кто­то ездит на работу, кто­то в больницу, кто­то — к родственникам.

В прежние времена, когда перевозки осуществлялись автобусами большой вместимости, скопление людей на остановках было делом обыденным. Простоять на остановке полчаса, а то и час считалось если и не нормальным, то привычным. С появлением маршрутных такси ситуация начала налаживаться, но не сразу.

И акции протеста проводили водители, когда администрация отказывалась поднимать тариф на перевозки. И многочисленные жалобы поступали от жителей, когда водители сходили вечером с маршрута или отказывались перевозить льготные категории пассажиров. Много копий было сломано вокруг муниципального заказа на перевозку льготников.

В конце концов некоторое равновесие было достигнуто. Оставшееся с советских времен пассажирское автопредприятие (ПАТП) совместно с компаниями «Такси», «Экспресс» и «Оригинал» осуществляли перевозки граждан — не без нареканий, но довольно стабильно. И вот в конце мая предприятие «Экспресс» получило уведомление о расторжении договора «На право осуществления пассажирских перевозок автотранспортными средствами общего пользования на маршрутах города Гуково». 75 работников предприятия остались не у дел.

Директор «Экспресса» Виктор Коношенко с растор­жением договора в одностороннем порядке не согласился. Он утверждает, что нарушения, выявленные проверками, не являются существенными и неоднократно повторяющимися, к тому же своевременно устранялись. Да, автобусы сходили с линии, но кто без греха? Поломки, человеческий фактор — словом, жизнь. Таким образом, расторжение договора, по мнению директора «Экспресса», незаконно, и предприятие обращается в Арбитражный суд, чтобы опротестовать решение администрации. Только пока суд да дело, работа стоит, социальная напряженность растет.

Сотрудники «Экспресса» тоже начали бить тревогу. Ведь они остались без муниципального заказа и, следовательно, без работы. Кое­то отправился в неоплачиваемый отпуск. За защитой и разъяснениями активисты из «Экспресса» начали обращаться в Гуковскую городскую Думу, в администрацию города, в прокуратуру, антимонопольную службу, средства массовой информации.

Еще один момент, который вызвал настороженность представителей «Экспресса», — включение в комиссию по проверке выполнения договорных обязательств между администрацией и предприятиями­перевозчиками Владимира Володина, депутата городской Думы и одновременно учредителя и директора конкурентной для «Экспресса» автотранс­портной фирмы «Оригинал».

Хорошо знакомый с ситуацией депутат Гуковской Думы Сергей Кишко так прокомментировал ситуацию:

— «Экспресс» выдавливают с рынка, предъявляют претензии за нарушения, которые есть у каждого перевозчика. Только «Экспрессу» их не простили, а другим все сходит с рук. По сути, водителей буквально заставляют перейти в принадлежащий депутату Володину «Оригинал».

Между тем «Оригинал» на конкурсе автотранспортных предприятий администрации выиграл только один маршрут — № 6 и занял четвертое место в конкурсе, тогда как «Экспресс» в том же конкурсе получил второе место. У него имеется и хорошая производственная база, и материально­техническое обеспечение.

Вопрос о правомерности проверок и серьезности нарушений был адресован первому заместителю мэра Гуково, курирующему транспорт, Александру Макарову. На него он ответил так:

— Нарушения, допущенные водителями «Экспресса», грубейшие и неоднократные. Администрация платит деньги за перевозку льготных категорий пассажиров, а автобусы «Экспресса» отсутствовали на линии, не заезжали в дальние поселки, что обязаны делать согласно маршруту, раньше времени уходили в гараж. В проверках движения автобусов и «маршруток» по вечерам принимал участие и мэр города, так как на его имя поступали жалобы на некачественную работу транспортников, нарушения с их стороны.

Что касается директора «Оригинала» Володина, он участвовал в работе проверяющей комиссии не как транспортник, а как депутат Думы, был направлен в комиссию Думой, да и проверял движение транспорта не один, а в составе комиссии, его голос не был решающим.

Повышения социальной напряженности в городе из­за отмены муниципального заказа для «Экспресса» администрация не опасается, так как водители работают, в основном, на своем транспорте и могут перейти в другие транспортные компании. Да и сам «Экспресс» может перепрофилировать свою деятельность, заняться междугородними перевозками.

И все­таки опасения относительно судьбы работников «Экспресса» и качества перевозок в городе небеспочвенны. Давно известно, что лучше всего для клиентов та ситуация, когда предприятия конкурируют за предоставление услуг. Чем меньше выбор, тем хуже обслуживание.

Да и лишение заказа предприятия, работающего в моногороде, может привести к печальным последствиям. Каждое рабочее место в Гуково на счету. Может быть, «Экспрессу» стоит дать шанс исправиться?