— Говорят, что рыбы не разговаривают. Это неправда.
Елена Николаевна достала из аквариума сомика, и он закрякал! Не совсем так, как утка, своеобразно. Однако голос у него оказался довольно звонкий.
С этого маленького чуда, неизменно вызывающего всеобщий восторг, Елена Николаевна обычно и начинает знакомство детей с удивительным миром рыб.
Нет, сегодня мы не на экскурсии в зоопарке или привозном экзотариуме. Тайны подводного мира ожидают посетителей за дверью со скромной табличкой «Кружокаквариум». А находится эта дверь в здании ростовской общеобразовательной школы № 15.
Трудно быть богом
«Кружок-аквариум» это долгосрочный совместный проект школы № 15 и муниципального Дома детского творчества Советского района Ростова. То, что ученики и учителя могут прийти сюда после уроков и, наблюдая аквариумную жизнь, сбросить лишнее напряжение, отдохнуть и расслабиться, это само собой. Но всетаки задуман «Кружокаквариум» с той целью, чтобы учиться в школе было интереснее, расширялся кругозор.
Здесь нередко проходят уроки биологии (а порой и истории древнего мира). Необычны они не только тем, что вместо класса помещение, больше похожее на выставочный павильон. Тут еще и совместное творчество школьных учителейпредметников, и педагогов дополнительного образования то есть Елены Николаевны Санадзе и ее дочери Марии Сергеевны.
Елена Николаевна, а все же кого больше в свободное от занятий время привлекает «Кружок»: тех, кто хотел бы иметь дома аквариум, да нет такой возможности, или ребят, которые желают совершенствоваться в аквариумистике?
И тех, и других. Аквариумистика дело невероятно увлекательное, а разработанная нами программа для школьников среднего и старшего возраста (она рассчитана на пять лет) дает дополнительные знания не только из области биологии, но и химии, физики, экологии.
К тому же у нас в «Кружке» много интересных практических занятий. Учим и как ухаживать за рыбками, и как их лечить, создавать искусственные корма и получать приплод с помощью инъекций по тем методикам, которые используются в рыбных хозяйствах. Наши ребята работают с измерительными приборами, позволяющими определить состав и качество воды.
То есть это уже не просто увлекательный досуг, учение с увлечением, но и элементы профориентации?
В большей степени это прививка вкуса к изыскательской работе и воспитание ответственного отношения к окружающему миру. Вообще эпиграфом ко всей деятельности нашего «Кружка» мы выбрали слова известного ихтиолога Герберта Аксельрода: «Каждый свободен лишь до тех пор, пока не посягает на чьюто свободу. И в этом основной секрет аквариумистики. Обитатели аквариума существуют в узком мирке, огражденном стеклянными стенками.
Они полностью зависят от вас. Вы их бог. Поэтому, если вы собираетесь играть роль бога, вам необходимо осознать следующее: владение аквариумом означает полную ответственность за жизнь и здоровье всех существ, его населяющих».
А каковы минимальные размеры этих владений? Трехлитровая банка на первых порах подойдет?
Исход будет печальным. Настоящий аквариум начинается с 50 литров.
Вы спросили о профориентационной составляющей нашей программы. Не могу сказать, что среди наших ребят высок процент избравших биологию своей профессией (хотя несколько человек поступили на биофак, работают в зоомагазинах). Но зато почти все дети, занимавшиеся в нашем кружке, даже став взрослыми, остались верны аквариумистике. Дома у них грамотно оформленные аквариумы, и это хобби превратилось в красивое увлечение всей семьи.
Красота и необычность
«Кружок-аквариум» часто принимает гостей. Сюда приходят на лекции и экскурсии не только ученики самой 15й школы, но и многих других. Ведь на собраниях, слетах, конференциях всюду, где бы Елена Николаевна и ее воспитанники ни выступали с сообщением о «Кружкеаквариуме», их рассказ встречает живой отклик и желание все это увидеть.
Коллекция завидная. Другой такой (по крайней мере, среди общедоступных) в нашей области нет. В ней более 40 видов пресноводных рыб и свыше 20 видов морских беспозвоночных.
Наш девиз: «Красота, необычность, древность», говорит Елена Николаевна.
Древние двоякодышащие рыбки, не оченьто и похожие на рыб, на многих ребят производят не меньшее впечатление, чем говорящий сомик. Особенно, когда дети узнают, что этим рыбам свыше 350 (!) миллионов лет, а значит, их предки (точно такой же наружности!) существовали, когда еще не было никаких наземных животных. Даже обожаемых школьниками динозавров.
А еще в этом «Кружке» (так и хочется сказать: «На этой выставке») можно увидеть родственников акул амазонских скатов. И рыбунож, которая родом из Ганга, а удивляет тем, что может, не разворачиваясь, взять и поплыть в противоположную сторону, так, будто вместо хвоста у нее тоже голова!
В общем, что ни рыба, то или оригинальная внешность, или нестандартное поведение, или необычная история.
Мое внимание привлекла рябенькая симпатичная рыбка. Оказалось, это тоже сомик. Только тот, говорящий, был броняковый. А этот сомкукушка.
Почему такое название? Птица кукушка откладывает яйца в чужие гнезда, а сомкукушка ловко подбрасывает другим рыбкам (обычно цихлидам) свои икринки. И ничего не подозревающая мамацихлида носит их вместе со своими во рту, как в инкубаторе.
Кукушонок-птах, подрастая, не дает житья другим птенчикам, а кукушонокмалек (он развивается быстрее цихлид) попросту поедает икринки своей благодетельницы.
Но не будем о грустном. Тем более что в соседнем аквариуме рыбки, которые ну совсем, как лебеди! И красавцы, и пример супружеской верности. Это дискусы.
Свое потомство дискусы берегут как зеницу ока и даже кормят молочком. То есть не буквально молочком, а специальным секретом, который появляется на теле одного из родителей. Пока детки склевывают молочко, другой родитель охраняет покой семейства. Потом, когда молочные запасы кормильца иссякают, родители меняются ролями. Но их семейные ценности и забота о детях остаются неизменными.
Чудесные рыбки! И как интересно все это наблюдать Ловлю себя на том, что покидать «Кружокаквариум» совсем не хочется.
Но у меня еще остался вопрос к Елене Николаевне о коллегах-единомышленниках: где, в каких школах есть подобный опыт?
Если вы имеете в виду ихтиологов, которые в рамках дополнительного образования разрабатывают подобные авторские программы, то мне пока встречать их не доводилось, ответила она.
Впрочем, Елена Николаевна надеется, что курс на привлечение в школы и систему дополнительного образования специалистов из различных сфер науки даст свои плоды. И тогда таких удивительных, дарящих радость детям и взрослым кружков станет больше.