ФБОУ ВСОШ ГУФСИН РФ по РО — за такой сложной аббревиатурой прячется школа в азовской колонии для несовершеннолетних. Здесь учатся полторы сотни мальчишек с пятого по двенадцатый класс.
Фото/Видео: Людмила Мельникова
Не прикидывайте по возрасту: нередко в пятом классе обучаются ребята
Большинство попавших к нам за тяжкие преступления за всю свою жизнь не прочли ни одной книжки, рассказывает директор школы Виктор Сердюков. Бывает, что усы растут, а писать вообще не умеет. Другие не знают даже элементарных основ школьной программы.
Он сопровождает комиссию общественного совета ГУФСИН по Ростовской области, пришедшую с проверкой обучения несовершеннолетних заключенных. Особых нарушений в документах нет, жалоб на эту колонию тоже не поступало (напротив, школа здесь одна из лучших в России). Поэтому проверка сводится к экскурсии по школе и беседе с учениками.
Десять кружков, три клуба: история и краеведение, литература, работа с компьютерами Такого разнообразия развлечений у ребят явно не было в «вольной» жизни: если кружки поблизости и существовали, туда они вряд ли заглядывали даже из любопытства. А здесь стопроцентная посещаемость.
А что им делать? Тут совершенно другая среда, иная жизнь. Для них любая возможность разрушить обыденность праздник, поясняет начальник колонии майор Александр Семенов. Для этих ребят теперь он отец: воспитывает, направляет, решает конфликты. Хотя спрашивать о нарушениях дисциплины в школе колонии
Хотели бы потом поступить в университет? интересуется член комиссии Юрий Поляничкин. Глава филиала Московского института предпринимательства и права такой возможности не исключает, но
Сюда они снова поступят! бросает Виктор Васильевич. Ребята, оживившиеся было, примолкают. Директор говорит известную всем им правду. Невозможно за пару лет догнать упущенное. Всю жизнь упустили!
По словам учеников этой школы, занимайся они «на воле» с таким усердием, давно бы учились в институтах. Сейчас же многие из них учатся в классах, которые давно уже «отсидели на воле».
А тогда почему не учились?
Тогда другие интересы были! ребята усмехаются, но очень невесело. До многих уже и так «дошло» то, что пару минут назад говорил их директор.
Дать самому плохому ребенку самое лучшее образование, говорит директор. Продекламированный девиз звучит как констатация факта: уроки истории, на которых можно повертеть в руках археологические находки, изучение литературы по классическим фильмам такое образование, интересное и насыщенное, встретишь не в каждом городе. Но слишком долго они были в отрыве от нормальной детской жизни.
Случись чудо и нагони они за время отсидки всю школьную программу, престижные вузы им не светят в колонии не сдают ЕГЭ. Председатель комиссии по реабилитации и образованию общественного совета Алексей Селезень подтвердил: в таких местах ученики сдают обычные экзамены, ЕГЭ для заключенных предусмотрено только по их желанию. Поэтому иногда выпускников таких школ вывозят в центры досрочного тестирования и этот вариант еще будет рассматриваться на собрании общественного совета. А пока остается лишь шанс, что после освобождения бывшие заключенные найдут в себе силы и сдадут эти экзамены.
Хотя обычно им и аттестат об образовании не нужен. Если попадут в «хорошую струю», будут работать по специальности, которую здесь и получат.
В профессиональном училище при детской воспитательной колонии (ПУ №205) готовят каменщиков, строителей, слесарей, штукатуров, автомехаников
Питомцы азовской детской колонии
Сейчас сварщики нужны очень
Я бы в плотники пошел
Учебные мастерские профессионального училища самое любимое место для несовершеннолетних заключенных. Педагоги, работающие там, говорят о своих питомцах с гордостью: лентяев нет. Тут воспитанники колонии с упоением копаются во внутренностях допотопного УАЗика, разбирают, вытачивают, слесарничают.
Омар Хайям говорил: из сосуда может вылиться лишь то, что в него налито. Они же пустой сосуд. В них нет ничего: ни знаний, ни силы личности, ни любви. Таких ребят спасла бы нормальная полноценная семья. Мы вольем в них все, что сможем. А что будет потом, когда тюремные ворота закроются за их спиной?
В словах директора школы, который уже двадцать лет старается помочь этим непростым ребятам, обреченность. Для него, автора многих монографий, учебников, книг, лауреата всероссийского конкурса «Лучший учитель школ воспитательных колоний», его подопечные все же дети. Дети, для которых жизнь установила практически непробиваемый потолок.
P.S. Проверка общественного совета ГУФСИНА в азовской колонии на пару дней разминулась с визитом детского омбудсмена Павла Астахова. Уполномоченный при Президенте РФ по правам ребенка предложил создать здесь
Сейчас на базе волгодонского социально реабилитационного центра для людей, попавших в непростую жизненную ситуацию, при поддержке общественного совета ГУФСИНа России по Ростовской области создается отдельная секция для работы с недавно освободившимися из таких колоний ребятами. Обращаться за поддержкой и помощью туда можно уже сейчас.
Первый букварь, первая работа
А через стенку от детской колонии женская. Ее «жительницы» от 18 лет, но своя школа у них тоже есть. Здесь учатся и совсем юные девушки, и бабушки. В пятьдесят лет быть в пятом классе не новость для женской колонии. Многие (в основном из цыганок) начинают свой исправительный путь с букваря.
Хотя есть здесь и 11-й класс. Там, например, учится девушка Олеся (имя изменено), с виду обычная симпатичная, умная восемнадцатилетняя девушка. На улице ее можно принять за первокурсницу вуза. Учится она, по словам учителей, с особым рвением, любопытна и способна. Олеся твердо решила: когда она выйдет на свободу, обязательно получит высшее образование и нормальную статусную работу.
Поможем всем, чем надо, говорят учителя вечерней школы женской колонии. Библиотека у нас хорошая, иногда приезжают преподаватели вузов. Сохранит желание поступать за срок отсидки поступит. Вот только сидеть ей семь лет