Этим летом кто на море, кто в горы, а кто на «Селигер» поехал. Это новая мода такая — ездить туда, куда собираются тысячи молодых, чтобы встретиться со знаменитостями (даже с президентом!) и чему-то научиться. А вот что у нас, на Дону? Слабо провести аналог «Селигера» — пусть и не такой масштабный, но тоже для молодежи?

— Нет, не слабо. Но как ни банально, средства нужны, — говорит председатель Донского союза молодежи Дмитрий КРОТОВ. — На «Селигер» идет централизованное финансирование: выделяются миллионы. И, конечно, они могут себе позволить всё: и звезд пригласить, и мощную программу устроить. Проблема заключается в том, что регионы такое не «потянут». Но мы в Ростовской области одни из первых, кто в стране начали проводить молодежные лагеря. Тогда о «Селигерах» еще никто не слышал, и многие технологии, которые там используются, в том числе взяты и у нас.

Проводили лагеря Донской союз молодежи и Содружество детей и молодежи Дона совместно с комитетом по молодежной политике. «Содружество» делало лагерь для школьников — «Лидер Дона», мы — вот уже десять лет — «Лидер ХХI века». Как правило, школьники, хоть раз побывавшие в «Лидере Дона», потом с удовольствием приезжали в «Лидер ХХI века». Получалась хорошая преемственность. И юность у ребят, прошедших оба «Лидера», была интересной. И в жизни потом они не пропали. Кто-то сделал карьеру, кто-то в студенческом лагере встретил свою любовь… Благодаря последнему обстоятельству миграция молодежи между городами и весями страны увеличилась. А семьи, рожденные благодаря «Лидеру» (тьфу-тьфу), получились крепкими.

— Сейчас «Лидер» не проводится?

— Проводится. Причем его активно поддерживает федеральные структуры — агентство по молодежной политике, министерство спорта и молодежной политики, Российский союз молодежи. В Ростовскую область приезжают учиться студенческому самоуправлению ребята со всей России. Обидно, что областных смен больше нет. Нам платят за обучение своих студентов сами вузы. Таким образом, они видят, какую отдачу получают. Этот процесс можно проследить.

— Вы сотрудничаете с федеральными структурами? Каким образом?

— Вот пример. По инициативе Донского союза молодежи был проведен Всероссийский конкурс социальной рекламы. Его поддержал Комитет по делам молодежи Государственной Думы. 4 тысячи работ из 83 регионов страны — согласитесь, это показатель. Студенты рисовали плакаты на разные темы, по номинациям, снимали видеоролики. Конкурс показал, что молодежь интересует, что ей близко и понятно, а что нет. Темы по экологии, дорожному движению получили популярность — очень много работ, а темы по инновациям и модернизации оказались в минусе — работ практически не было… Молодежь просто не понимает, что это такое. Она понимает, к примеру, как беречь землю. Это молодежь интересует и волнует. Культура, патриотизм, волонтерство, донорство — тоже все более или менее понятно и близко. А вот с инновациями не сложилось…И это сигнал для властей, повод задуматься. Ведь именно молодежи предстоит модернизировать страну и осуществлять инновации.

— Что учитывалось при определении победителей конкурса?

— Конечно, нестандартность проектов и актуальность передачи молодежной проблематики. Очень удивило, что многие авторы шли по накатанной дорожке стеореотипов. Но было и много интересных работ, которые получили признание экспертов.

Приятно, что среди победителей есть и студенты из Ростовской области: Ольга Даниленко, Марианна Исаева и Анна Усошина.

—  Работаете ли вы с другими молодежными организациями страны?

— И не только страны. Мы выиграли совместные гранты с Украиной — проведем российско-украинский форум. Совместно с нашими партнерами — молдавскими организациями получили грант на лагерь стран СНГ «Мы едины». Скажу, что это не разовые проекты. И «Мы едины», и форум с Украиной мы уже проводили. Благодаря федеральным средствам надеюсь, они состоятся и в ближайшем будущем.

— Какие проблемы волнуют молодежных лидеров из других регионов России?

— На недавнем Национальном совете молодежных организаций говорили о разном. Но главный лейтмотив: мы опасаемся, что все более укрепляются пригосударственные организации, которые за счет более мощной поддержки «выталкивают» других из этой сферы. Кроме организаций, которые должны брать под козырек и махать флагами, должны быть те, кто работает просто с молодежью, а не ради получения очередного портфеля.

Выход один — объединяться. Только тогда станем сильнее и сохраним свои организации для молодежи. Думаю, мы ей еще нужны.

P.S. Как сообщил «Нашему времени» председатель комитета по молодежной политике Сергей Чуев, на сентябрь в Ростовской области намечено проведение крупного молодежного лагеря с участием 1500 человек.