За год кризиса конкуренция на рынке труда молодых специалистов выросла в среднем в 11 раз. Переизбыток кадров наблюдался практически по всем профобластям. Как обстоят дела сейчас? Комментирует директор ростовского филиала компании  HeadHunter Марина Александрина:

— В  2010 году ситуация изменилась к лучшему. Так, в первом квартале этого года число предложений от молодых соискателей превышало количество вакансий компаний в 6 раз, а в июле на 1 вакансию приходится порядка трех резюме.

По результатам исследования, проведенного нашей компанией, наиболее популярной профессией среди молодежи является финансист — 21% резюме. Многие студенты и выпускники стремятся получить работу офис-менеджеров и маркетологов — по 18% предложений соискателей. Скорее всего должность офис-менеджера интересует молодых специалистов в качестве временной работы либо как старт в построении карьеры в определенной компании. 

Если говорить о востребованности специалистов, то работодатели наиболее активно привлекают молодежь в сфере продажи — 16% от всех предложений компаний. Это объясняется тем, что отрасль продаж является одной из самых востребованных сфер на рынке труда. Sales-специалистов  обычно не хватает, к тому же  вузы не готовят профессиональных «продажников». Помимо продаж, многие работодатели испытывают потребность в молодых кадрах в сферах «Бухгалтерия/ Финансы», «Производство», «Маркетинг/Реклама/Pr» — 9%, 7%, 7% вакансий, соответственно. Безусловно, наём персонала с минимальным опытом работы либо без него требует вложений в обучение, но зато работодатели имеют возможность вырастить ценные кадры собственными силами и потом иметь в своем штате квалифицированного, лояльного и заточенного под потребности компании сотрудника. Сфера IT, в которой традиционно наблюдается дефицит персонала, также популярна среди работодателей. Это обусловлено высокими темпами развития одной из самых молодых в сфере экономики  отрасли — отрасли информационных технологий. В настоящее время не хватает профессионалов, обладающих необходимым опытом для  реализации  поставленных задач, т.к на рынке труда в сфере IT наблюдается переизбыток молодых специалистов. В основном это студенты или выпускники вузов без опыта работы, поэтому практически  любая компания испытывает  потребность в поиске и привлечении квалифицированного и опытного IT-персонала, но зачастую принимают на работу молодых, активных сотрудников, обладающих высоким потенциалом.

Традиционно ожидания по заработным платам молодых специалистов во многом завышены. Эту тенденцию подтверждает исследование на основе вакансий и резюме, размещаемых на сайте hh.ru и career.ru. Наиболее очевидна разница между предложениями и ожиданиями по зарплатам в профессии менеджер по работе с клиентами. Запросы соискателей в 2 раза превышают предложения компаний. Маркетологи и рекламисты также отличаются амбициозными запросами — разница между ожиданиями и предложениями более 70% в пользу соискателей. Программисты и офис-менеджеры хотят получать материальное вознаграждение больше на 66% и 50%, соответственно. 

В последнее время работодатели жалуются на то, что студенты не проявляют активность при взаимодействии с компаниями, не стремятся любыми способами наработать драгоценный опыт, хотят получать заоблачные зарплаты при отсутствии профессиональных навыков. Весной 2010 года исследовательская служба HeadHunter провела опрос среди молодых специалистов, результаты которого во многом не подтвердили мнения работодателей.

На вопрос «Готовы ли студенты подрабатывать?» больше всего положительных ответов было у респондентов 1-2-го  курсов. В последующем инициатива студентов подработать снижается с каждым курсом. Скорее всего, это объясняется тем, что старшекурсники и выпускники стремятся найти постоянную работу,  им  зачастую уже неинтересны подработки. 

Следующий график отражает высокую активность студентов в отношении бесплатных стажировок. Почти половина респондентов различных курсов хотели бы поработать «за опыт».

Готовы ли вы пойти на бесплатную стажировку?

Как показали результаты опроса, основными мотивами при трудоустройстве для молодых специалистов являются зарплата, возможность карьерного роста и интересная работа. Интересно, что студенты первых курсов при выборе компании  в большей степени делают акцент на размере заработной платы, зато к концу учёбы в приоритете интересная работа и возможность карьерного роста.