В разгаре лето. Дети с радостью покинули стены школ и теперь пытаются срочно вытрясти из головы все то, что вбивали туда преподаватели на протяжении учебного года. А есть ли там что вытряхивать? Или современные подростки пребывают в состоянии умственного вакуума постоянно?

В Интернете один из школьных учителей выложил отрывки сочинений выпускников этого года. Итак, читайте (орфография и пунктуация сохранены):

«В одном депотртаменте жил был чиновник. Звали его Абкакий Абкакович. Фамилия ему была Башмаков. Он был малинький, плюгавонький, слепынький, марщистый и с лысиной во все литсо. Работал Абкакий тютюлярным советником. Целый год ниперестовая Башмаков носил сапоги и только раз в год менял прокладки. Абкакий был сильно не превлекательный и никто из чиновников не хотел оддавать ему честь. Некто не знал от куда пришел этот ничтожный бюрократ в офис. Все на него какбы плювали. Первый же посетитель сувал ему под нос бумажку и Абкакий начинал ее переписывать. Башмаков был очень трудоемкий и любил свой бизнес…».

Следующее сочинение было посвящено пушкинскому «Дубровскому» (с исправленной орфографией и пунктуацией).

«У Троекурова было много денег, крестьяне, девки под забором, род, связи. Ел и пил алкоголь он без перерывов. Троекуров относился к людям с недоброжелательностью и в доказательство того порой спускал на них собак и мишек. Крестьяне уважали барина за финансовое благополучие. Чиновники трепещали над Троекуровым, который, с его стороны, был большой шалун и хам. Троекуров был также гурман: два раза в неделю он обжирался, как свинья, и недомогал.»

О Наташе Ростовой: «Красивость Наташи шла из ее каких-то глубоких внутренних мест, снаружи она была средней. Например, у нее был большущий неэстетичный рот, отнюдь не затмевавший ее красоты».

А вот краткое содержание «Евгения Онегина»: «Сначала Татьяна горячо любила Онегина, а он ее в глаза не видел. Когда Татьяна, красная от позора, призналась Онегину в любви, он ей сказал такой холодный текст, что лучше б он молчал. А потом Татьяна похолодела, а Евгений решил начать все сызнова. Но было поздно. Костер замерз, и угли закоченели…»

Я показала эти отрывки подросткам и людям за 40: тем, кто вырос у телевизора и компьютера, и тем, кто читал в детстве и продолжает читать сейчас. Молодое поколение воспринимает все это как шутку. Для них здесь нет ничего дикого – просто анекдот, а вот старшие, отсмеявшись, начинают «охать» и «ахать»: «Все это оттого, что наши дети не читают! Возьмут  краткое содержание, сами еще сократят… вот и получается черт знает что!»  «Да что здесь такого? – не унимаются школьники. — Ну ошиблись! Со всяким бывает!» — «Не со всяким! Вот в наше время…» — «Да вам же делать больше нечего было: ни компа, ни телика!»

«Вы говорите — мы безграмотные?! — сказал мне один мальчик. — Да вы сами нас этому учите!» — «Я?» — «Да журналисты! На себя посмотрите — сплошные ошибки!»

Это действительно ужасно, что мы не знаем ни русского языка, ни русской литературы, но еще страшнее то, что в истории своей страны не разбираемся. Вот еще несколько примеров:

На вопрос «Кто такой Михаил Кутузов?» четвёртая часть учащихся ответила, что: «Кутузов возглавлял войска России в период Великой Отечественной войны и погиб, подорвавшись на мине». И при этом «главный полководец» «перешёл через Альпы», «возглавил борьбу против поляков» и «отстоял Москву зимой 1941г». За что, надо полагать, и был «удостоен Сталиным» званий «военачальника Советской Армии» и «Заслуженного Маршала СССР». В свободное от ратных дел время, по мнению детей, ему довелось побыть спортсменом и актёром кино…

Ленина половина ребят не знает в принципе. Многие считают, что это бывший президент не то России, не то Украины, не то СССР. Также известно, что «великий писатель» В.И.Ульянов не выговаривал букву «р», «основал бывший город Ленинград», «лично расстрелял царскую семью, за что и был отравлен Сталиным». Теперь он «памятник на площади», а «тело его лежит в КрЫмле. Это территория России».

«В свободное время люди ходили в Мавзолей. Там они встречались, пили чай, обменивались новостями, тусовались. В Мавзолее лежал мёртвый Ленин, и людям нравилось его целовать».

«..война началась в 6 утра, и первым делом полетели самолёты. В СССР тогда все спали и не были готовы к войне. Поэтому в тот же день немцы дошли до Москвы. Но русские всё-таки отбили атаку и с помощью Америки выиграли войну. После войны было много убитых и героев. В лесах валялись сбитые самолёты и танки, а в речке можно было найти водородную бомбу, и глубоко под водой валялись миномёты убитых немцев. Все хотели быть героями и с нетерпением ждали следующей войны»…

Вот — результаты опроса, проведенного в прошлом году среди школьников Октябрьского района Ростова-на-Дону в возрасте от 14 до 17 лет. Из 210 опрошенных ни одного маршала не вспомнили 50 человек (а это почти четверть!). Среди ответов  тех, кто вспомнил, были такие: Суворов, все тот же многострадальный Кутузов, Колчак, Деникин… 12 человек не знают дат начала и окончания Великой Отечественной войны, 15 считают Павлика Морозова героем Великой Отечественной, а 35 школьников вообще затруднились назвать хоть одного героя-подростка.

Погодите возмущаться. Сначала честно ответьте на вопрос: взрослые часто говорят со своими детьми о войне? А просто — говорят? А сами читают? Где черпать знания ребенку? По телевизору, выбирая между черно-белым военным фильмом и яркими цветными мультиками про покемонов?!

Вот и получается, что дети вовсе не виноваты. Они, как маленький тревожный звоночек, как лакмусовая бумажка, показывающая, в какой среде мы находимся.