— Работал себе спокойно, нареканий не имел. Сначала слесарем, потом мастером, дорос до начальника отдела, — вспоминает выпускник прошлого года заочного отделения одного из факультетов ДГТУ. — И вдруг — как снег на голову! — выяснилось, что я «не соответствую занимаемой должности»: по штатному расписанию завода для вакансии, которую я занимаю, необходимо иметь высшее образование.

Вызвал меня директор и говорит: «Александр Иванович, собирайте документы, я отправляю вас учиться».

А Александру Ивановичу на тот момент было уже 48 лет.

— Шесть лет жизни — коту под хвост, — сетует ставший в этом году дедушкой Александр Иванович. — Отпуск взять не мог — и так два месяца в году на производстве почти не появлялся. Сейчас работаю на тех же условиях, получаю  ту же зарплату.

… Можно посчитать эту ситуацию случайностью, канцелярским «заскоком». Если бы лейтмотив «А зачем я вообще учился?» не звучал среди размышлений достаточно большого процента выпускников вузов.

По данным управления государственной службы занятости населения РО, из стоящих на учете 28,6 тысячи безработных граждан молодежь (16-24 лет) составляет 4 657 человек (16,3%). В том числе — 699 выпускников вузов до 24 лет, из которых 434 (62%) отправлены центрами занятости на профобучение. То есть только в 2010 году полтысячи молодых специалистов осознали, что полученного диплома для трудоустройства им не хватает. 

И это лишь данные по выпускникам, которые обратились в государственные центры занятости. А такой вариант трудо-устройства у них на последнем месте, после «личных связей», интернет-порталов, коммерческих фирм по трудоустройству и «спамовой рассылки резюме». То есть реальные цифры — повыше.

— Фактически более 25-30% молодых специалистов не могут найти себе работу по специальности, которая бы устраивала их по графику работы и оплате, — комментирует Светлана Огурцова, «хэдхантер»-аналитик одной из крупных фирм по подбору персонала.

Не по специальности

Немаловажный момент: в банках рабочих мест как  государственной областной службы занятости, так и  частных  фирм по трудоустройству, для соискателей до 25 лет наиболее распространенными вакансиями являются: водитель, продавец, слесарь, швея… 

Выпускники вузов, как правило, на такие специальности не идут. Куда  чаще пополняют армию «офисного планктона»: менеджеры, менчендайзеры, риелторы, страховые агенты… Вот только как раз там их «вышка» никому не нужна.

— Меня работники с высшим образованием  только раздражают, — признается Игорь С., руководитель одного из крупных риелторских агентств. — Особой разницы между ними и людьми, пришедшими из техникума или просто несколько лет после школы проработавшими в других фирмах, нет. Разве что повышенный карьеризм и твердая уверенность в своей «элитарности» только потому, что есть «корочка». Если человек косноязычный, ему «вышка» никак не поможет. А вот если идиот, да еще высокообразованный — это очень страшно! Голова набита разным мусором, который он пытается использовать вместо того, чтобы учиться на практике. А толкового работника, если потребуется, я сам пошлю на курсы, оплачу все расходы.

Причем такого мнения придерживаются многие работодатели и всерьез рассуждают над законодательной инициативой: оставить бесплатное обучение в институтах и университетах только для тех, кто до этого хотя бы год поработал в выбранной сфере, хотя бы «вторым заместителем помощника».

Учиться/не учиться?

Категоричное «Все вон из вузов» декламировать никто не собирается. Наличие высшего образования только приветствуется при приеме на работу — это факт. Но не гарантирует трудоустройство.

— Предприятия заинтересованы в выпускниках вузов, — подтверждает Виктор Нетесанов, вице-президент Союза работодателей Ростовской области. — Правда, многих не устраивают знания, которые эти выпускники получили. Сейчас ситуация постепенно исправляется: с 2009 года работодатели получили право влиять на набор студентов на бюджетной основе и на составление учебного плана.

«Степень популярности» специальности, на которую учится нынешний студент, как аргумент в споре «Почему выпускник не может найти работу?» не засчитывается. Конкретного «списка самых востребованных профессий», на которые мог бы ориентироваться завтрашний абитуриент, нет, — слишком много нюансов. Крайне не хватает кадров по техническим профессиям всех уровней образования — это аксиома. А «гуманитарии» … тоже нужны! Но в этом случае юристы и экономисты требуются как раз с «вышкой», причем те из них, кто во время учебы получил реальную практику работы по профессии.  Знаний экономиста с дипломом колледжа — только на кассира в магазине. Поэтому и получается: экономистов у нас слишком много, экономисты нам нужны.

А сами работодатели главной причиной сложного трудоустройства выпускников называют завышенный уровень притязаний. Проблема, по их мнению, не столько в программе обучения в вузе или сложной экономической ситуации в стране. А в желании выпускника найти идеальную работу «как в сериале»: сидишь у компьютера, общаешься в блогах — и тебе за это платят как минимум десять МРОТов. 

— Почему «вышку» считают гарантом высокой зарплаты? — недоумевают они. — Гарантирует высокую зарплату высокая должность, а ее редко получает молодой человек без опыта работы, окончил ли он университет или нет.  Или тот, в чьих знаниях сейчас крайне нуждаются, а этим специалистом часто оказывается и человек со среднеспециальным  образованием…

Между тем идеальный молодой специалист, с точки зрения работодателей: имеющий представление о своей работе, умеющий впитывать опыт других и самостоятельно  делать выводы из собственных ошибок. И единственный совет, который они дают своим потенциальным подчиненным,  — ловите каждую возможность, чтобы получить опыт, его ни одна лекция не заменит.