Тайм­-менеджмент ­наука для тех, кто не хочет тратить свое время впустую, а намерен добиваться реальных результатов в нужные сроки.

Язык этой замысловатой науки может поначалу удивить своей нестандартностью: «лягушки» и «слоны» ­типичные для него термины. Но все довольно просто: «лягушками» называют дела, которые вызывают у нас неприятные ощущения и раз за разом откладываются. С такими надо поступать безжалостно и твердо, а именно «съедать» каждое утро по одной «лягушке», освобождая таким образом свои плечи от ответственности, а мысли от беспокойства. «Слоны» же — это дела, к которым мы не знаем, с какой стороны подступиться из­за их огромного объема и высокой сложности. Их следует делить на мелкие части и решать поэтапно, отводя по одному этапу на каждый день. Действуя по этому принципу, можно легко решить вопрос любого масштаба.

Существует несколько техник управлений временем. Первая и основная — это «матрица Дуайта Эйзенхауэра», на которой базируются практически все столпы современного тайм­менеджмента. Согласно этому принципу, все дела делятся на четыре группы. «Важные и срочные»: критические ситуации и «горящие» проекты — должны стать приоритетными. «Важные и несрочные»: стратегически запланированные этапы — выполняться в установленные сроки. «Неважные и срочные» возникают из­за спонтанных просьб или не относящихся к вашим обязанностям поручений — отнимают слишком много драгоценного времени, от них желательно избавляться. А вот «неважные и несрочные» дела, например, перекуры, треп с подружкой по телефону или просмотр сериала — необходимо исключить. По этому незамысловатому принципу работает большинство техник по управлению временем.

Другой эффективный способ контролирования своего времени — хронометраж, который позволяет выявить «черные дыры» в расписании и избежать дальнейших временных трат. Суть хронометража в ведении ежедневного дневника, в который вносятся все действия человека с точностью до пяти­десяти минут.

Тем, кто любит откладывать самую важную часть работы «на потом», стоило бы ознакомиться с принципом Парето, или принципом 20/80. Он заключается в простом разделении объема дел на два неравных массива, по 20 и 80 процентов каждый. Согласно этому правилу, 20 % дел (и затраченного времени) дают 80 % результатов, а 80 % дел (и затраченного времени) дают 20 % результатов. Поэтому самую сложную и важную  часть работы всегда стоит выполнять в первую очередь, так как именно от неё зависит весь дальнейший процесс.

Еще один принцип  GTD, созданный  Дэвидом Алленом, предлагает упорядочить текущие дела по принципу работы жесткого диска компьютера. Все дела нужно переносить на «внешние носители»: бумагу или файл, структурировать их по важности и срочности, а потом фиксировать течение дела. Принцип подойдет для врожденных клерков, ибо подразумевает множество папок: «Срочно», «Отложенное», «Текущее», а также отдельная папка заданий на каждый день, на месяц вообще, на год … Зато ни одна нужная задача не пропадет, а найдет свое место в вашей упорядоченной жизни.

В последнее время в тайм­-менеджменте начали активно использовать разнообразные гаджеты: у любого «управленца временем» вы увидите смартфоны и КПК со специальными программами. Таких программ много, объединяет их основной набор функций: календарь с возможностью составления заметок на конкретную дату или время, адресная и записная книга,  «напоминатели» на сотовый телефон или электронную почту.

Любая система тайм-­менеджмента предусматривает здоровый отдых, без которого не может быть плодотворной работы. Ни в одной технике или принципе вы не найдете совета «Потратьте ночь перед экзаменом на зубрежку формул». Восьмичасовой сон необходим для восстановления сил тела и разума, без него сложно добиться нужных результатов. Также специалисты настаивают на «отключении» от деловых вопросов во время отдыха; это помогает избежать стрессов и эмоциональных перенапряжений.

Тайм­-менеджмент — отличный выход для людей, которые живут фразой «не знаю, за что хвататься», разрываясь между многочисленными делами и заданиями.  Именно он поможет изменить пренебрежительное отношение к времени, сделав его своим главным союзником.

Татьяна КОЛОМИЙЦЕВА

Подчинить  себе часы

Студентка журфака ЮФУ Кристина Зенина знает о тайм­менеджменте не понаслышке.

Всё началось с желания съездить в Санкт­Петербург. Чтобы заработать деньги для путешествия, весной второкурсница решила устроиться на работу в ресторан фаст­фуда. День её стал выглядеть примерно так: 7.00­13.00 ­ работа, 13.25­19.00 ­ университет, затем домашние задания — и всё заново. Сколько длился её сон, и был ли он вообще, неизвестно, но учиться удавалось девушке на «отлично», и работа приносила доход. К лету сумма была накоплена, и  студентка отправилась в северную столицу.

Приехав в Ростов, Кристина снова вернулась на работу, уже не имея каких­то конкретных целей. Просто деньги не бывают лишними, и бурный ритм жизни возобновился. Вот только теперь стало сложнее: работать приходилось в вечернюю смену, да и потом — третий курс всё­таки. Но она продолжала в том же духе. «Нужно просто хотеть и учиться распределять свое время. Я, когда работать начала, стала его очень ценить», делится девушка.

Виктория СЕРИКОВА