Если театр начинается с вешалки, то Белокалитвинский имени Матвея Платова казачий кадетский корпус — с вестибюля. Говорить о музее пока ещё рано (корпус в будущем году отметит своё десятилетие), но задел для него уже имеется: десятки грамот, кубков, памятных призов, почётных дипломов и главное достояние — фотографии лучших воспитанников.

В последнее время «детская» тема в российских СМИ получила весьма специфическое освещение. Её главные действующие лица — извращенцы и садисты-воспитатели, наживающиеся за счёт сирот чиновники, подростки, снимающие на камеры мобильных телефонов сцены глумления над своими жертвами. Почему у нас перестали замечать людей, для которых любовь к детям — не пустой звук, а смысл их существования? Почему мы не видим педагогов от бога? Один из таких — директор кадетского корпуса Юрий Леонов.

— Тогда, летом 2002 года, всё пришлось начинать с нуля, — вспоминает Юрий Иванович. — Нам досталось порядком изношенное здание бывшей школы с прилегающей территорией, где должны были разместиться 200 только что набранных кадетов… Времени было в обрез, но мы успели и 1 сентября торжественно начали свой первый учебный год.

Сейчас Белокалитвинский казачий корпус для ребят — второй дом. Чем-то он напоминает обитаемый остров посреди бушующего океана. Каждый приходит сюда своей дорогой — кто-то сам, кто с родителями, а кого-то выбрасывает, как обессилевшего матроса после кораблекрушения. Вместе учатся дети из вполне благополучных и неполных семей, круг­лые сироты и сироты при живых родителях. Как это ни парадоксально, но именно за бетонным забором, в условиях, максимально приближенных к армейским, где ходят строем и подчиняются приказам, находят своё спасение от воцарившейся безнравственности и дорогу в жизнь эти девчонки и мальчишки. Здесь никого не держат помимо воли. Но те, кто прошёл кадетской дорогой до конца, чувствуют себя немножко особенными.

Новая «советская» педагогика

Секрет успеха Белокалитвинского казачьего кадетского корпуса на самом деле был прописан… во всех советских учебниках педагогики.

— Сочетание обучения с физическим и нравственным воспитанием — на себе всё это проходил сначала в высшем военно-политическом училище, а потом и в войсках, — поясняет принцип кадетского обучения директор. — Такой опыт я внедрял еще в Ахтубинской школе-интернате первоначальной лётной подготовки, где начинал преподавать: бегал с мальчишками кроссы, ходил в зимние походы с ночёвкой, учил их выживать и оставаться при этом людьми. Всё было — слёзы, стоны «я больше не могу», страхи родителей, тяжёлые объяснения с начальством, недопонимание. В итоге до сих пор получаю письма благодарности…

И в кадетском корпусе дети не только учатся, но и занимаются рукопашным боем, греблей, скалолазанием. Большинство кадетов за годы учёбы совершают прыжки с парашютом, ходят в многодневные походы, участвуют в художественной самодеятельности…

Но кто думает, что здесь нет проблем, — глубоко заблуждается.

— Да, у нас есть некоторое преимущество перед обычной школой — кадетов мы отбираем. Но ведь и условия обучения в кадетском корпусе сильно отличаются от школьных, — признает директор. — Не так просто с 12 лет находиться вдали от семьи, подчиняться приказам, преодолевать большие физические нагрузки. Такая жизнь далеко не всем по силам. В некоторых взводах из 20 человек до выпуска доходят пять — семь.

Тяготы кадетской жизни наравне с мальчишками переносят и девчонки. Решение о наборе девочек в кадетский корпус далось нелегко — начальство не хотело рисковать. Пришлось убеждать, что всю ответственность Юрий Иванович берёт на себя. В 2008 году состоялся первый выпуск: почти все девочки поступили в вузы, а четверо из них стали курсантами Ростовского военного института ракетных войск.

Спустя почти 7 лет после первого набора уже невозможно представить кадетский корпус без его девчонок, бегающих марш-броски, стреляющих из арбалета, владеющих приёмами рукопашного боя, прыгающих с парашютом, покоряющих горные вершины и вдохновенно танцующих вальс…

Возразить Интернету

Не так давно в кадетском корпусе целую неделю работала группа тележурналистов одного из ведущих каналов Японии NHK. Их интерес носил далеко не праздный характер. Оказывается, проблемы воспитания подрастающего поколения у России и Японии очень схожи. Американские образовательные и культурные «стандарты», опрометчиво принятые там «на вооружение», оказали разрушающее воздействие на молодёжь. Молодые японцы стали утрачивать то, чем Япония всегда гордилась: приверженность своим древним традициям. Нашествие информационных технологий — достижение и беда любой современной цивилизации. При кажущейся безграничной свободе информации жизнь целого поколения оказалась затянутой в виртуальный омут с невидимыми друзьями, безумными играми и бессмысленными многочасовыми блужданиями по социальным сетям.

К чести Юрия Ивановича и его коллег они дали своим воспитанникам нечто большее и прекрасное — полноту и радость реальной земной человеческой жизни, с настоящей дружбой и… приключениями. Какой интернет сравнится с ночевкой на берегу Донца, где лёгкий степной ветерок наполнен ароматами степных трав?

Кадетские новости

 Мы почти отвыкли от хороших новостей, вернее, нас отучили от них. Но как жить, если каждый день начинается и завершается сообщениями о несчастьях и катастрофах? В кадетском корпусе правят бал хорошие новости: здесь принято говорить об успехах и достижениях. Например, о том, как в прошлом году группа кадетов посетила крепость-герой Брест и встретила там рассвет 22 июня, как в июле команда юных альпинистов под руководством Ермакова совершила восхождение на Эльбрус. Тем же летом на всероссийском конкурсе «Кому из нас атаманом быть» в Волгограде белокалитвинцы заняли первое место. А по итогам выступления на фестивале «Кадетская симфония», что проходил в Уварово Тамбовской области, кадеты-платовцы были приглашены выступить на IV Сборе русских кадетов в Сербии летом 2011 года. Сюда же можно добавить личное достижение Юли Димитровой, совершившей свой 11-й парашютный прыжок.

Недавно Юрий Иванович установил ещё одну добрую традицию — каждый выпускник, посетивший свою Alma Mater, должен непременно оставить запись в книге, что находится в его кабинете. «Мои любимые воспитатели и учителя! Вы — часть моей жизни», «из обычных ребятишек вы делаете настоящих мужчин», «здесь моя жизнь изменилась», «огромное спасибо за то, что правильно меня воспитывали. Это не раз помогало мне в трудных ситуациях. В кадетском корпусе я приобрёл выдержку, твёрдый характер и цель в жизни», «эти 4 года — самые незабываемые в моей жизни. Многое мы прошли вместе, крепко держась за руки» — такие фразы — на каждой странице.

Что такое истинное богатство? Наверняка, кто-то назовёт запредельные суммы на банковских счетах, престижные марки автомобилей, виллы в райских уголках земли. У Юрия Ивановича есть эта книга, в которой ещё так много неисписанных страниц.

Александр Агеев