Плёнка 35 мм, тёмная комната, красный фонарь, проявитель, фиксаж, прищепки… Раньше фотографии приходилось учиться. Сегодня снимают все, но и процесс куда проще: кнопка, флешка, фотошоп.

В Школе академической фотографии (ШкАФ) — есть такая в Ростове — учат на фотографов. На занятиях студентам объясняют, зачем нужен баланс белого, чем светосила отличается от светочувствительности и что такое открытая диафрагма. Здесь преподают основы композиции и историю фотографии, учат работать со студийным оборудованием и грамотно использовать возможности своей камеры. О том, для чего необходимы все эти премудрости, рассказывают основатели школы Владимир и Вероника Вишневские.

Куда податься

— Если я хочу заниматься живописью, иду сначала в художественную школу, затем поступаю в училище и в вуз, — рассказывает Вероника. — В фотографии такой системы образования, к сожалению, нет. Кое-где преподают фотографию так, что просто на голову не наденешь! Какому эстетическому взгляду может научить человек, который снимает исключительно треш и обнаженку.

«Наши курсы для начинающих — лишь первая ступенька, которая позволяет за два месяца освоить то, что дома «на коленках» человек изучал бы, например, полгода, — рассказывает Владимир. — Потому что здесь реально объясняют, показывают, помогают избежать ошибок. Время так экономится. Но за два месяца нельзя стать профессионалом. К счастью, все большее количество людей это понимают».

Когда знание укладывается в голове, необходима длительная и основательная практика, чтобы выработался автоматизм, считают основатели ШкАФа.

«У одной из наших учениц есть замечательный проект «365», — рассказывает Вероника, — она заставляет себя каждый день снимать одну художественную фотографию. Это лучшее, что можно делать после каждого из наших курсов. А дальше уже вариантов много: можно читать книги, ходить на курсы высших ступеней или на поклон к мастерам со словами «Дяденьки, тетеньки, возьмите меня к себе, дайте посмотреть!».

Реальный срок становления фотографа чисто технический, чтобы он умел гарантировать красивую картинку, от года до трёх. Что касается творчества и выработки неповторимого авторского стиля — этого вообще невозможно гарантировать: фотография рождается в голове».

Фото-перспективы

Как показывает практика, в Ростове профессиональная художественная фотография не в ходу. Основной её потребитель — рекламные глянцевые журналы. «Если хотите работать профессиональным фотографом, делать это нужно в Питере или Москве», — советуют преподаватели ШкАФа.

Что касается частных фотосессий, съемки свадеб, детей и тому подобное, то тут фотограф сталкивается с проблемой эстетического вкуса заказчика. «Прежде чем воспитывать в себе профессионала, необходимо воспитать грамотных потребителей, которые смогут отличить качественную фотографию от «фотки вконтакте». По сути, этим-то мы и занимаемся», — поясняют Вишневские и рассказывают одну печальную историю: «Не так давно в Ростове собирался давать мастер-класс Сергей Максимишин, именитый фотожурналист. Местные недофотографы устроили в Интернете «бучу» по поводу того, что с них просто хотят содрать деньги. В итоге мастер-класс отменили, а Максимишин просто обиделся на город. «А пригласи товарища, который снимает обнажёнку на фоне скал — и народ к нему пойдет», — иронизирует Вероника.

P.S. Фотография перестала быть делом сугубо профессиональным еще в конце девятнадцатого века, когда Джорджем Истманом была основана компания Kodak и выпущена любительская камера Box Brownie за 1 доллар. До этого занятие фотографией влетало в копеечку. Ведь кроме аппарата размером с микроволновую печь фотографу приходилось покупать тяжелый треножник, многочисленные ёмкости с химикатами, палатку для подготовки и проявки снимков, держатель для фотопластин, а также… лошадь, чтобы всё это возить с собой. «Вы нажимаете кнопку — мы делаем остальное», — заявила компания Kodak, представив миру Box Brownie. Утратит ли этот слоган с более чем столетней историей свою актуальность, покажет время.

Ирина ПРИЛУЦКАЯ

Борис ПАНАСЮК, профессиональный фотограф и руководитель проекта

«ФОТОРОСТОВ»:

«В Ростове ситуация с фотографией не ахти какая: нет той культурной прослойки людей, которые могли бы оценить качественное исполнение. Во главу угла всегда ставится коммерция. При этом Краснодар, например, — исключение, потому что там полно интересных фотовыставок. У нас же — разрушенный «Эксперимент» и элитные галереи с собственным форматом, в который тяжело вписаться. Так что, какое отношение — такие и снимки.

Фотография сегодня доступнее мобильного телефона. Чтобы стать фотографом, нужно, по мнению большинства, всего лишь купить самую крутую фуллфрейм камеру и объектив. Короче говоря, искусство подменяют техникой.

По поводу образования я считаю, что необходимо изучать основы и преподавать фотографию как искусство, её историю. Меняются время и человек, но не меняется композиция. А потому надо быть в теме. Чтобы снимок был отточен по сюжету и композиции, необходимы огромный багаж знаний и понимание того, что в фотографии должен быть замысел. Замысел, а не бытовуха, которая к изобразительному искусству не имеет отношения…»