Плёнка 35 мм, тёмная комната, красный фонарь, проявитель, фиксаж, прищепки… Раньше фотографии приходилось учиться. Сегодня снимают все, но и процесс куда проще: кнопка, флешка, фотошоп.
В Школе академической фотографии (ШкАФ) есть такая в Ростове учат на фотографов. На занятиях студентам объясняют, зачем нужен баланс белого, чем светосила отличается от светочувствительности и что такое открытая диафрагма. Здесь преподают основы композиции и историю фотографии, учат работать со студийным оборудованием и грамотно использовать возможности своей камеры. О том, для чего необходимы все эти премудрости, рассказывают основатели школы Владимир и Вероника Вишневские.
Куда податься
Если я хочу заниматься живописью, иду сначала в художественную школу, затем поступаю в училище и в вуз, рассказывает Вероника. В фотографии такой системы образования, к сожалению, нет.
«Наши курсы для начинающих лишь первая ступенька, которая позволяет за два месяца освоить то, что дома «на коленках» человек изучал бы, например, полгода, рассказывает Владимир. Потому что здесь реально объясняют, показывают, помогают избежать ошибок. Время так экономится. Но за два месяца нельзя стать профессионалом. К счастью, все большее количество людей это понимают».
Когда знание укладывается в голове, необходима длительная и основательная практика, чтобы выработался автоматизм, считают основатели ШкАФа.
«У одной из наших учениц есть замечательный проект «365», рассказывает Вероника, она заставляет себя каждый день снимать одну художественную фотографию. Это лучшее, что можно делать после каждого из наших курсов. А дальше уже вариантов много: можно читать книги, ходить на курсы высших ступеней или на поклон к мастерам со словами «Дяденьки, тетеньки, возьмите меня к себе, дайте посмотреть!».
Реальный срок становления фотографа чисто технический, чтобы он умел гарантировать красивую картинку, от года до трёх. Что касается творчества и выработки неповторимого авторского стиля этого вообще невозможно гарантировать: фотография рождается в голове».
Фото-перспективы
Как показывает практика, в Ростове профессиональная художественная фотография не в ходу. Основной её потребитель рекламные глянцевые журналы. «Если хотите работать профессиональным фотографом, делать это нужно в Питере или Москве», советуют преподаватели ШкАФа.
Что касается частных фотосессий, съемки свадеб, детей и тому подобное, то тут фотограф сталкивается с проблемой эстетического вкуса заказчика. «Прежде чем воспитывать в себе профессионала, необходимо воспитать грамотных потребителей, которые смогут отличить качественную фотографию от «фотки вконтакте». По сути,
P.S. Фотография перестала быть делом сугубо профессиональным еще в конце девятнадцатого века, когда Джорджем Истманом была основана компания Kodak и выпущена любительская камера Box Brownie за 1 доллар. До этого занятие фотографией влетало в копеечку. Ведь кроме аппарата размером с микроволновую печь фотографу приходилось покупать тяжелый треножник, многочисленные ёмкости с химикатами, палатку для подготовки и проявки снимков, держатель для фотопластин, а также лошадь, чтобы всё это возить с собой. «Вы нажимаете кнопку мы делаем остальное», заявила компания Kodak, представив миру Box Brownie. Утратит ли этот слоган с более чем столетней историей свою актуальность, покажет время.
Ирина ПРИЛУЦКАЯ
Борис ПАНАСЮК, профессиональный фотограф и руководитель проекта
«ФОТОРОСТОВ»:
«В Ростове ситуация с фотографией не ахти какая: нет той культурной прослойки людей, которые могли бы оценить качественное исполнение. Во главу угла всегда ставится коммерция. При этом Краснодар, например, исключение, потому что там полно интересных фотовыставок. У нас же разрушенный «Эксперимент» и элитные галереи с собственным форматом, в который тяжело вписаться. Так что, какое отношение такие и снимки.
Фотография сегодня доступнее мобильного телефона. Чтобы стать фотографом, нужно, по мнению большинства, всего лишь купить самую крутую фуллфрейм камеру и объектив. Короче говоря, искусство подменяют техникой.
По поводу образования я считаю, что необходимо изучать основы и преподавать фотографию как искусство, её историю. Меняются время и человек, но не меняется композиция. А потому надо быть в теме. Чтобы снимок был отточен по сюжету и композиции, необходимы огромный багаж знаний и понимание того, что в фотографии должен быть замысел. Замысел, а не бытовуха, которая к изобразительному искусству не имеет отношения »